— Вы приехали в Омск, чтобы рассказать о том, как можно изменить городское пространство. Ваше первое впечатление. Что понравилось здесь, а что нет?
— Омск немножко связан с моей семьей, мой прадед и его семья во время Гражданской войны спасались от голода и жили именно здесь, в Омске, это не чужой для меня город. И его динамику я наблюдаю в течение последних четырех лет. На самом деле у вас разнообразный город. У него разные масштабы, разные уклады жизни. Только многоэтажки — это скучно. И храмы, и избушки, и гетто, и современные дома, все это может красиво сочетаться, но благоустройство должно прошивать город единым стилем, реагируя на аутентичность отдельных районов. Сейчас урбанистика свелась к общему стандарту «нечто голландское» или «некое европейское» — набор приемов и ходов, которые тиражируются из журнала в журнал, и считается, что это правильно. Молодежь на это подсаживается: очень удобно, когда все уже решили за тебя. Но у каждого города есть свое наследие, историческое и архитектурное. Город как мать, хорошая она или больная, его нужно любить в любом состоянии.
— В рамках проекта «Арт-резиденция» совместно с молодыми архитекторами Омска вы планируете преобразить дворик у Лицейского театра, как это будет?
— Театральная площадь — это что-то такое большое, общественное, а обычный двор считается личным пространством жителей. Этот дворик интересен тем, что здесь возникает конфликт. Хозяевами чувствуют себя жители дома, а театралы больше похожи на мышей в норке. Мы пытаемся их вытащить, чтобы это было действительно просветительство и культура. Вообще у нас предусмотрено три пласта. Первый плат — деревянные объекты, афиши и так далее. Второй связан с проблемами ЖКХ — как правильно расставить машины и организовать жизнь во дворе. Третий — ландшафтная группа. На этом месте был когда-то корт, и под двориком есть бетонная площадка — деревья не посадишь, но можно сделать сенсорный сад, который включает все органы чувств. Хотелось бы сделать место, где культура живет и побеждает.
— В Омске много деревянных памятников зодчества, которые разрушаются на глазах — можно и нужно ли их сохранять?
— При профессиональной реконструкции дома могут стоять очень долго. Деревянная промышленность сейчас шагнула далеко вперед, уже небоскребы из дерева делают. Если вы уберете эту историю, то город потеряет свое я, потеряет свою туристическую привлекательность и станет просто пересадочным пунктом.
Досье
Алексей Комов — руководитель собственной мастерской. Член Союза архитекторов России. В портфолио более 100 реализованных объектов. Основатель арт-проекта «Курортоград». В прошлом — главный архитектор Евпатории.