om1.ru
Первый Омский медиафорум: «баттлы» с Минкомсвязи о будущем СМИ, рекламе алкоголя и омском нытье

Первый Омский медиафорум: «баттлы» с Минкомсвязи о будущем СМИ, рекламе алкоголя и омском нытье

23 августа 2017, 20:20

23 августа открылся Первый Омский медиафорум, собравший представителей СМИ, пиар-служб и власти для обсуждения актуальных проблем внутри отрасли. Речь шла о «губернаторском пиаре», рекламном рынке, борьбе за аудиторию и вызовах времени — словом, форум стал площадкой саморефлексии медиа о медиа. «Хэдлайнером», как презентовали его омские СМИ, выступил заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин. В качестве спикеров также были приглашены вице-губернатор Владимир Компанейщиков, секретарь Союза журналистов России Антон Стуликов, медиаэксперт Александр Малькевич, представители пресс-служб и НКО.

Форум решили проводить в формате баттлов, едва не распределив между собой роли Oxxxymiron* и Гнойного. Забегая вперед, столкновения по принципиальным вопросам действительно были весьма жесткими.

Официальную часть начал Компанейщиков с призыва к более открытому взаимодействию властей и региональных СМИ, причем самокритично признал ошибки со стороны ГУИП.

— Очень важно, чтобы это был диалог, а не монолог. Но высказывать друг другу претензии — дело бесперспективное. Важно учиться друг у друга и вместе выстраивать движение во благо Омска, — подытожил он.

Слово перехватил замминистра связи Волин, который сначала сорвал аплодисменты поздравлением с победой «Авангарда», а потом добавил ложку дегтя, затронув фундаментальную проблему: должны ли СМИ финансироваться из бюджета. Спойлер: выживут сильнейшие, и это хорошо.

— Давным-давно у нас решен философский вопрос в отношении медиаиндустрии: что лучше — рыба или удочка? Государство точно не даст всем по рыбе, а вот удочкой пользоваться надо учить, — считает он.

Чиновник озвучил позицию Минсвязи по поводу госдотаций СМИ. Она заключается в том, что дотации неэффективны.

Алексей Волин, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ:

 — Мы принципиальные противники того, чтобы СМИ находились на сугубо дотационной модели, когда все расходы на них оплачиваются из регионального или федерального бюджета. При этом мы реалисты и отдаем себе отчет, что без точечной поддержки СМИ сегодня не выживут. Возникает традиционный вопрос: кому надо помогать. Наша позиция, как министерства, в том, что помогать надо сильным — тем, кто сам может удержаться на плаву и демонстрирует тенденцию к развитию. Помогать тем, кто загибается, нет смысла, потому что он все равно загнется. Когда вы помогаете сильным, вы обеспечиваете развитие, когда слабым — оттягиваете агонию.

То же касается так называемого «губернаторского пиара» — федеральный центр не намерен поддерживать практику регионов платить деньги журналистам за освещение работы правительства. Местные власти сами должны быть ньюсмейкерами. Оплачивать их пиар в независимых СМИ — преступление против здравого смысла, считает Волин. Деньги все-таки нужно выделять, но на освещение социально важных тем — проблем людей пожилого возраста, инвалидов, поддержание позитивного имиджа региона и т.п.

— Это не всегда может быть коммерчески привлекательным для СМИ, но за ними есть большой социально важный приоритет, — отметил он.

При этом замминистра предложил самую эффективную, по его мнению, форму существования СМИ — перевод журналистов в разряд индивидуальных предпринимателей, что сразу снизит затраты по зарплате. По этому вопросу завязалась бурная дискуссия. Первой выступила владелец РИА «Омск-Информ» Марина Вздорнова.

— У нас много барышень. Когда они уйдут в декрет, останутся без копейки. Как это решить? — поинтересовалась она.

— А меня это не интересует. Меня интересует конкурентоспособность индустрии, а когда барышни уходят в декрет, это вопрос к Минтруда, — парировал Волин.

К медиаменеджеру присоединился Стуликов, в адрес которого Волин ранее отпустил «шпильку» про консервативность Союза журналистов (иронично похвалив за знание слова «SMM»). Стуликов заявил, что прессе нужны социальные гарантии, так как это работа общественно значимая. Поспорили также о том, могут ли «выстреливать» социальные проекты в СМИ.

— Вы не понимаете наших региональных программ. Программы социально ориентированные не могут быть рейтинговыми по определению, люди не хотят смотреть на какие-то недостатки, — высказался Стуликов.

— У Малахова в «Пусть говорят» была самая рейтинговая программа про инвалидов, — настаивал Волин.

Консенсуса по этой теме так и не удалось достичь, разговор свернули в другое русло.

На упреки журналистов в том, что Минкомсвязи мешает СМИ зарабатывать, постоянно ограничивая рекламный рынок, Волин переложил ответственность на депутатов — они принимают непродуманные законы без консультаций с министерством. В самом ведомстве, по его словам, борются за легализацию рекламы и снижение давления со стороны ФАС. Один из пунктов — неоднозначно воспринимаемое обществом возвращение рекламы алкоголя.

— Мы боремся за возвращение в СМИ рекламы алкоголя, считаем, что должна вернуться реклама БАДов. Ответственность должны перенести с редакций на рекламодателя. Периодически законодательство пытается запретить рекламу сладкого, соленого, кислого, скоро только диетический творожок нам оставят. Эти инициативы носят популистский и зачастую ханжеский характер, игнорируя просто здравый смысл, — заявил он.

Но поведение прессы в этом вопросе его тоже смущает.

— Чтобы реклама алкоголя вернулась, нужно сформировать позитивное общественное мнение. Сегодня любой соцопрос покажет, что люди против. А мы уже наблюдали такую ситуацию: мы говорим, что нужно вернуть рекламу алкоголя, и на следующий день в СМИ, которые в этом заинтересованы, появляется куча экспертов, которые говорят: нет, этого делать нельзя.

Кроме того, на форуме затронули тему негативного образа Омска. Федеральные эксперты все чаще упрекают омичей в пессимизме. Пару дней назад главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов* убеждал, что региону нужно продвигать бренд Колчака, и предлагал поставить памятник «Омской птице». О том же самом говорил директор по связям с общественностью «Интер РАО ЕЭС» Антон Назаров.

— Омская область слишком зациклена на себе, — считает он. — Часть контента о том, как же все плохо в Омской области, и пишут об этом люди из Омской области. Но интернет не имеет границ, и то, что пишется, становится известно и в других местах. В том числе у конкурентов Омской области — в Томске, Новосибирске с удовольствием потирают ручки. Брендинг территорий уже давно актуальная тема, многие регионы продают вовне что-то свое, уникальное, а Омск, имея огромные возможности, пока неэффективно это делает.

Люди не поедут в город, где сплошная коррупция, преступления и скандалы, говорит он. Выступить по этому поводу попросили одну из самых цитируемых журналисток России Лесю Рябцеву, известную провокационными высказываниями. Рябцева однако осталась довольна увиденным.

— Если вы видите только негатив, нужно менять свое сознание. Мне Омск дико понравился. Я пообщалась вчера с молодыми и уже работающими журналистами и пиарщиками. Да, хочется, чтобы было другое брендирование, чтобы у Омска менялась репутация, чтобы здесь поставили памятник «Омской птице». Я думаю, что в перспективе это обязательно случится, — буквально повторила она слова Венедиктова, своего бывшего босса.

Проблемы имиджа продолжили обсуждать на секциях. Там пришли к тому, что у Омска две «фишки» — спорт и нытье. И если со спортом все понятно, то нытье предложили тоже раскрывать в позитивном ключе — это забавно, считают медиаэксперты.

* — признан Минюстом РФ иностранным агентом

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter