Сегодня, 28 августа, на Театральной площади прошел митинг омских аграриев из-за проблемы африканской чумы свиней. Владельцы личных подворий из районов, затронутых инфекцией, утверждают, что масштабы угрозы АЧС сильно преувеличены, а ситуация специально нагнетается, чтобы освободить дорогу крупному бизнесу.
На митинг собралось около сотни человек. Ожидалось, что участников будет гораздо больше, но, как предположили организаторы, многие не смогли выбраться в разгар уборочной кампании. Приехали сельчане из Омского, Исилькульского, Москаленского, Таврического и других районов. Добирались, по их словам, за свой счет, бросив все домашние дела.
Многие держали в руках плакаты: «Больше нет проблем, как развалить частное подворье?», «Не дайте крестьянину вымереть, как мамонтам», «Губернатор, останови АЧС», «Г-н президент, пресеките беспредел», «Чиновники, повернитесь к народу лицом». Выше всех поднимался большой желтый транспарант «Жителям деревни срочно нужна помощь!».
Митингующие сразу заявили, что это мероприятие не политическое — они просто хотят донести до власти реальное положение дел на селе.
— Митинг не политический, мы пришли сюда не расшатать наше государство, а его укрепить. Мы пришли во всеуслышание бить тревогу и вместе искать выход из нашей трудной ситуации, чтобы люди не оставались со своими проблемами наедине. Мы пришли разговаривать с властью, и надеемся, она нас услышит, — пояснили участники свою позицию.
Но недовольство действиями чиновников ясно слышалось. Жители районов, по очереди выходившие к микрофону, эмоционально рассказывали о своих бедах, периодически срываясь на крик, мат и слезы. Крестьяне говорят, что живут на валидоле. «В одном районе человек даже повесился», — заявил один из выступающих.
— Нас обвиняют в том, что мы не наладили работу с ветеринарными службами, — жалуются сельчане. — Но простите, не частники занимались в октябре 2016 года организацией районных ветеринарных служб. И когда пришла беда, у нас не хватает людей, чтобы и локализовать очаг, и не допустить панику, которая происходила. Мы пришли сюда, чтобы сказать, что проблема касается всех.
Компенсации, которые выплачивают за убитых свиней, по словам крестьян, ничего не решают — они не смогут заниматься свиноводством еще как минимум год, а возрождать хозяйства после всех понесенных убытков будет непросто.
— Нам предлагают альтернативу — индюки, которых не все едят, КРС, который негде держать. И где гарантия, что через год к нам не придет птичий грипп или сибирская язва? — спрашивает фермер Юрий Пеньков из Омского района.
Он сторонник конспирологической версии распространения АЧС. Фермер считает, что уничтожение частных подворий на руку крупным мясопромышленным комбинатам, в частности, в Омском районе это «Омский бекон». И большой бизнес якобы устраняет таким образом конкурентов. По словам Пенькова, жители не видели официальных подтверждений, что животных забирают именно из-за АЧС.
— Лично мое мнение: АЧС возникает там, где слишком много поголовья. Мне кажется, просто тыкают по карте и говорят: вот тут должна прийти чума. Людям никакой документации не показывают, не дают на руки бумаги, что действительно это АЧС. Если захотим обратиться в суд — нам не с чем, одни слова, — возмущается он.
Об этом говорят и другие крестьяне. У некоторых в хозяйстве погибало только одно животное, и в течение 5–6 дней больше падежа не было, что, по их мнению, может свидетельствовать о другой болезни — при АЧС свиньи гибнут гораздо быстрее.
— АЧС — болячка очень сильная, она за 2–3 дня выкашивает 100% поголовья. У нас люди сидят по 5–6 дней, у них умерла одна хрюшка. Значит, это не чума. Я не гарантирую, что один анализ, где нашли АЧС, не посылали 15–20 раз в Москву, — продолжает Пеньков.
Он открыто говорит о «беспределе» в силовых структурах. По его словам, в селах, где объявляют карантин, вечером того же дня начинают скупать свиней за бесценок. Разбушевавшуюся АЧС этим летом он связывает с прошлогодней переписью населения: якобы власти увидели масштаб частных подворий и решили их сократить в интересах холдингов.
Другой фермер, Алексей Зобин из Ачаирского поселка, заявил, что буквально сразу после введения карантина там начали строить новые свинокомплексы.
— В нашем поселке было уничтожено 2 тысячи поросят, и моментально началось строительство новых свинокомплексов. У меня уничтожено 100 поросят. Принесли письмо жители Ивановки — там подписали карантин на 3 года. А у нас, где начали строить свинокомплекс, всего на 6 месяцев, — говорит он.
Житель деревни Замелетеновка Любинского района Юрий Иванов выступал крайне эмоционально, серьезно намекнув на народный бунт.
— Тут чиновники и губернатор считают, что мы расжились. А ведь нет. Нет ни дорог, ничего. Я говорить красиво не умею, но в деревне своей говорю: придут проверять — берите ружье. А кого бояться? — прокричал он в микрофон.
Под конец митингующие предложили слово представителям власти — они приглашали и губернатора Виктора Назарова, и министра сельского хозяйства Максима Чекусова. Никого из чиновников на митинге не оказалось, что крестьяне сочли лишним подтверждением незаинтересованности властей в диалоге. Тем не менее по итогам мероприятия будет сформирована резолюция, которую планируют обсуждать с минсельхозом.
Отметим, Чекусов сегодня уже прокомментировал распространившиеся слухи о диверсии. Он их категорически опровергает.
— Давайте включим простую логику: если бы виновником АЧС был «Мираторг», устраняющий конкурентов, то в Омской области холдингу пришлось бы бороться с местными крупными свинокомплексами, а не с фермерами, а в крупных холдингах инфекции пока нет. Что касается предположения о диверсии со стороны крупных мясоперерабатывающих заводов региона, то мы анализировали пробы. И официально подтверждаем, что омские свинокомплексы не распространяют эту эпидемию. Разносчиками заразы часто становятся люди, — заявил министр.
Фото: Екатерина Чаплинская