Игорь Беззубкин, директор Омского «МегаФона», в интервью порталу Om1.ru рассказал, куда движется компания и вся отрасль российского телекома.
Игорь Анатольевич, не так давно в Рунете обсуждали нашумевший ролик «Сбербанка» про «умный» чайник. И вообще сегодня «Интернет вещей» — один из самых обсуждаемых, но непонятных терминов. Как связист расскажите, с чем его «едят»?
— Для большинства термин «Интернет вещей» — собирательный и, действительно, часто юмористический, когда в голове рисуется «умный» чайник, «умная» микроволновка, победившая своего хозяина. Такие гаджеты есть уже сегодня и работают через Wi-Fi, но это не более чем игрушка. Мы же, операторы, под «Интернетом вещей» понимаем конкретный стандарт связи, который вот-вот заработает на бывших частотах устаревающего стандарта GSM. Он отличается очень эффективным энергопотреблением и дальностью работы — от одной батарейки датчик IoT может «жить» до 10 лет и работать на удалении 10–30 км от базовой станции. Например, такой датчик можно поместить в грузовой контейнер и следить за его местоположением на протяжении всего пути следования. С помощью IoT можно кардинально изменить систему организации общественного транспорта в мегаполисах — это «умные» светофоры, «умные» парковочные карманы и многое другое.
В прошлом году «МегаФон» обещал запустить связь 5G. Это реально произойдет?
Кстати, про 4G. Насколько выросла сеть в 2017 году?
— Мы продолжили строительство сети LTE, построили более 90 новых базовых станций LTE по региону, закрыв связью не только все города Омской области, но и многие райцентры — в общей сложности связь LTE сегодня работает в 32 населенных пунктах. Чтобы территория покрытия нашей сети была как можно шире, мы также запускаем базовые станции 4G, работающие на частоте 1800 МГц вместо привычных 2600 МГц. У таких станций дальность распространения сигнала выше, и это очевидное преимущество для абонента.
Чем в 2018 году «МегаФон» планирует удивлять?
— В этом году Омск, как и вся Россия, отметит новый этап развития отрасли связи — запустится технология передачи голоса в сетях 4G, название технологии — Voice-over-LTE, или VoLTE. Абоненты получат кристально чистый звук, а само соединение будет устанавливаться буквально за 1 секунду. Естественно, для этого нам нужно делать покрытие сети 4G максимально плотным, поэтому мы продолжим строить и расширять нашу сеть LTE. Особое внимание мы уделим школам, вузам и другим учебным заведениям, где быстрый мобильный интернет востребован учащимися не только для развлечений на переменах, но и для получения знаний.
Речь идет только о городских школах? В правительстве Омской области недавно озвучивалась идея обеспечения и всех сельских школ стабильным интернетом.
Борьба за клиента сегодня ведется на каком уровне?
— Для рынка мобильной связи борьба за абонента перешла на новый уровень. Если раньше мы всеми силами боролись за новых абонентов (потому что рынок рос), то сегодня идет борьба уже за удержание пользователей в своей сети. Все, кто хотел подключиться, давно подключились, в России просто не осталось свободных клиентов, рынок наполнен на 210%. У каждого человека есть минимум по две, а то и три-четыре SIM-карты, поэтому нам важнее удержать существующих абонентов, оставаясь для них наиболее технологичными, качественными и удобными. Доверие пользователя сегодня — на вес золота.
По итогам 2017 года компания «МегаФон» стала номером один на рынке корпоративных клиентов. Чем вызван такой, по сути, рывок?
— Корпоративная связь еще буквально 7 лет назад и корпоративная связь сегодня — это принципиально разные вещи. Раньше бизнес воспринимал мобильную связь как средство связи, которое оплачивает работодатель. Своеобразный соцпакет для работника. На сегодняшний день связь лежит фактически в основе всех бизнес-процессов. Банкомат не может работать без мобильной связи, кассовый аппарат не может работать без связи и без подключения к налоговой службе. В каждом коммерческом автомобиле стоит GPS-модуль, все охранные системы сегодня работают и управляются дистанционно через SIM-карту. Мобильная связь нужна современной экономике страны так же сильно, как электричество. Поэтому и B2B-направление «МегаФона» показывает такой рост — сегодня больше 400 тысяч компаний используют наши решения в своей повседневной работе.
Какими именно продуктами вы в большей степени «притягиваете» корпоративных клиентов?
Клиенты сами формируют запросы на такие решения?
— Еще государство помогает. Новые поправки в законодательство теперь предписывают почти всем владельцам кассовых аппаратов отправлять информацию о покупках напрямую в налоговую службу в режиме онлайн (т.н. электронный чек). Что это означает для магазина, кафе или СТО? То, что теперь кассовый аппарат должен иметь выход в Интернет — или по проводному каналу связи, или через нашу мобильную сеть. Для предпринимателей мы сейчас оказываем эту услугу по фиксированной цене всего за 100 рублей в месяц. Кстати, если говорить про B2B-услуги, то это уже давно не просто услуги связи, а сплав традиционного телекома и сферы ИТ.
В прошлом году компания «МегаФон» как раз приобрела контрольной пакет акций в Mail.ruGroup, и это одна из крупнейших ИТ-компаний страны. Какие новые возможности в связи с этими появились?
«МегаФон» постоянно участвует в различных социальных проектах. Зачем вам это нужно?
— «МегаФон» — социально ориентирована компания, у нас есть отдельная благотворительная программа, в которую ежегодно инвестируется в среднем 150–180 млн рублей. Эти деньги идут на поддержку проектов, направленных на оказание помощи детям-сиротам и людей с ограниченными возможностями. Также мы активно поддерживаем спорт — КХЛ, сборную России по футболу, фехтование, художественную гимнастику. Работаем с общественными организациями и фондами, которые сами выходят на нас с конкретными проектами. Утверждает их благотворительный комитет, он же выделяет деньги. В прошлом году, к примеру, вместе с фондом «Радуга» мы запустили для колясочников проект обучения паралимпийскому виду спорта — игре бочча. На организацию, обучение тренеров, закупку оборудования и прочее было выделено 617 тысяч рублей.
Что вам дает проведение массовых мероприятий? Шоу «Русских витязей», например…
Операторы перехватывают самые удачные идеи друг друга?
— Конечно, и не только операторы. Например, сегодня владельцев банковских карт не удивишь системой кешбэка. А в «МегаФоне» такая возможность появилась еще больше 10 лет назад, когда за каждые 30 потраченных рублей на связи абоненты получали один бонусный балл.
Стоит отметить, что конвергенция услуг мобильной связи и банковской сферы — главный тренд ближайшего времени. «МегаФон» совместно с MasterCard первым запустил банковскую карту, счет которой равен балансу лицевого счета. На недавно прошедшей выставке MobileWorldCongress в Барселоне «МегаФон» совместно с Appleи Samsung показал новый продукт — владельцы смартфонов Appleи Samsung могут напрямую рассчитываться в магазинах со своего лицевого счета, и для этого даже не нужна банковская карта, как сегодня. Такой возможности еще не предлагает ни один оператор в мире.