om1.ru
В ОмГПУ знакомились с лучшими практиками преподавания учебного курса ОРКСЭ 15–16 октября в Омском государственном педагогическом университете состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Лучшие региональные практики преподавания курса ОРКСЭ: проблемы, поиски, решения», в которой приняли участие более двухсот экспертов, ученых, руководителей образовательных организаций и педагогов из Москвы, Екатеринбурга, Кургана, Тобольска, Омска, Новосибирска, Красноярска и других городов нашей страны.

В ОмГПУ знакомились с лучшими практиками преподавания учебного курса ОРКСЭ

15–16 октября в Омском государственном педагогическом университете состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Лучшие региональные практики преподавания курса ОРКСЭ: проблемы, поиски, решения», в которой приняли участие более двухсот экспертов, ученых, руководителей образовательных организаций и педагогов из Москвы, Екатеринбурга, Кургана, Тобольска, Омска, Новосибирска, Красноярска и других городов нашей страны.
18 октября 2019, 14:00

По словам участников крупномасштабного мероприятия, содержательное и всестороннее обсуждение на столь представительном уровне в Омске состоялось впервые.

На официальном открытии конференции с приветственным словом к собравшимся обратились: проректор по учебной работе ОмГПУ Наталья Станиславовна Макарова, заместитель руководителя департамента дошкольного, общего, дополнительного образования и кадрового развития системы образования Министерства образования Омской области Светлана Геннадьевна Понкратова, первый заместитель директора департамента образования Администрации города Омска Наталья Александровна Васильева, директор института инновационного и инклюзивного образования ОмГПУ Надежда Викторовна Чекалева.

Участников конференции приветствовали и представители традиционных религиозных конфессий Омского региона. В своем обращении митрополит Омский и Таврический Владимир предложил Омскому государственному педагогическому университету разработать совместно с епархией программу курсов повышения квалификации преподавателей в сфере духовно-нравственного воспитания, ОРКСЭ, ОДНКНР.

В рамках пленарного заседания прозвучали следующие интересные доклады:

  • «Значение курса ОРКСЭ в выстраивании конструктивного внутриобщественного диалога в современной России» (декан факультета теологии, философии и мировых культур ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Павел Леонидович Зайцев),
  • «Методические проблемы разработки курсов переподготовки и повышения квалификации в области преподавания ОРКСЭ» (представитель Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации (Москва) Антон Сергеевич Спрыгин),
  • «Формирование системы формата непрерывного повышения квалификации учителя ОРКСЭ» (старший научный сотрудник Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Наталья Николаевна Попова),
  • «Духовно-нравственное воспитание будущих учителей: возможности и ограничения педагогического образования» (профессор кафедры педагогики ОмГПУ Наталья Ивановна Чуркина).

Антон Сергеевич Спрыгин:

— У школьников отсутствует системное знание того, что из себя представляет религия, поэтому необходимость такой дисциплины очевидна. Этот курс исключительно культурологический и светский, поскольку в первую очередь ребенка нужно знакомить с тем, во что верят люди. Это не только расширение знаний, но и навыков, потому что курс предполагает выработку навыка общения с людьми иной этнической или конфессиональной группы. У всех у нас разные интуиции, и каждый понимает знания по-своему, а курс является в некоторой степени профилактикой религиозного и этнического экстремизма.

Наталья Ивановна Чуркина:

— Нужна ли дисциплина, через которую общество транслирует основы современной культуры? Этот вопрос сомнения не вызывает: нужна. Религиозная культура — часть большой культуры, и в рамках светской этики или религиозных модулей все равно происходит знакомство детей с традициями, с культурной основой общества. Конечно, в преподавании дисциплины много проблем, ведь в каждой школе встает вопрос: кто будет преподавать учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»? С одной стороны, эту дисциплину должен преподавать культуролог, но таких учителей в школах нет. Приходится ее преподавать филологам и историкам. С другой стороны, интересен и вопрос, касающийся личного мировоззрения учителя. Как быть, если родители проголосовали за изучение основ православия, а педагог не является православным? Именно поэтому специалистам важно обсудить то, как поддержать интересы и семей, и школы. Как эту дисциплину преподавать, нужна ли она в таком виде и кто ее должен преподавать — те проблемы, которые требуют дискуссии.

Большую аудиторию педагогов собрали заявленные в программе круглые столы:

  1. «Обновление содержания и эффективные технологии преподавания курсов ОРКСЭ и ОДНКНР»,
  2. «Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров для преподавания курса ОРКСЭ и ОДНКНР»,
  3. «ОРКСЭ и ОДНКНР — пространство коммуникации школы с родительской общественностью, религиозными и общественными организациями региона».

В ходе работы круглых столов прозвучали ключевые доклады спикеров из разных регионов нашей страны:

  • «Использование тренинговых упражнений на уроках ОРКСЭ» (преподаватель колледжа «Уральская специальная музыкальная школа» (Екатеринбург) Татьяна Борисовна Ильина),
  • «Линия учебно-методических комплектов (УМК) по предмету «Основы православной культуры» для 1–11 классов общеобразовательных организаций» (секретарь отдела образования и просвещения Новосибирской митрополии Ольга Владимировна Фишер),
  • «Многоуровневая модель непрерывного повышения квалификации педагогов курса ОРКСЭ» (ученый секретарь Института развития образования и социальных технологий, (Курган) Надежда Николаевна Ушакова),
  • «Проблемы подготовки кадров для преподавания курса ОРКСЭ» (старший преподаватель кафедры теологии и мировых культур ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Роман Борисович Шульга),
  • «Выбор модуля в комплексном курсе ОРКСЭ: об «исключительном праве родителей» (настоятель Собора Воскресения Христова города Омска протоиерей Димитрий Олихов),
  • «Взаимодействие с родительской общественностью в процессе преподавания курса ОРКСЭ» (учитель начальных классов СОШ № 9 г. Тобольска Елена Васильевна Шигорина).

Во второй половине дня в Омском государственном педагогическом университете прошли три мастер-класса:

  1. «Трудные темы в преподавании основ православной культуры курса ОРКСЭ и возможности русской литературы в нравственном воспитании школьников» (учитель Петропавловской школы Муромцевского муниципального района Омской области Ольга Ивановна Алгазина и преподаватель православной культуры и предметов культурологического цикла Кедрового кадетского корпуса (Красноярский край) Ольга Эдуардовна Ногина),
  2. «Этикет и этика общения» (ученый секретарь Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Ирина Викторовна Гавриленко),
  3. «Интерактивные практики освоения поликультурного содержания модулей учебного курса ОРКСЭ и нравственных категорий модуля «Основы светской этики» (заведующий кафедрой гуманитарного образования Института развития образования Омской области Альбина Павловна Сухарева и старший преподаватель кафедры гуманитарного образования Института развития образования Омской области Инна Николаевна Макарова).

16 октября почетные гости и участники межрегионального мероприятия познакомились с достижениями и воспитательным потенциалом лицея № 66. Педагоги также посетили мастер-классы:

  1. «Концепция УМК по предмету «Основы православной культуры» (старший научный сотрудник Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Наталья Николаевна Попова и председатель отдела образования и просвещения Новосибирской митрополии протоиерей Борис Иванович Пивоваров),
  2. «Язык религиозной архитектуры: от канона к современным архитектурным проектам» (доценты кафедры литературы и культурологии ОмГПУ Надежда Владимировна Проданик, Светлана Дмитриевна Бакулина и Алла Владимировна Подворная),
  3. «Мы строим храм. Основы и терминология культового зодчества» (ведущий методист Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Екатерина Игоревна Кудряшова).

В этот день радушно открыл свои двери для участников конференции и Омский музей просвещения, который специально организовал выставку «Начало мудрости: о роли религиозной культуры в истории омского просвещения». Ее работа продлится до 8 ноября. В торжественном открытии выставки принял участие врио ректора ОмГПУ Иван Иванович Кротт.

Итоги конференции подвели на круглом столе «Результаты обсуждения проблем преподавания». Завершилось мероприятие вручением сертификатов всем участникам конференции, которые в свою очередь выразили благодарность руководству университета, институту инновационного и инклюзивного образования, представителям рабочей группы (В.В. Лоренц, А.А. Петрусевич, Ю.С. Тихонова, Н.И. Чуркина), студенческому центру и волонтерам из числа обучающихся Центра магистерской подготовки, филологического факультета и факультета начального, дошкольного и специального образования.

К проведению конференции в партнерстве с Дворцом культуры «Светоч» в главном корпусе ОмГПУ была подготовлена выставка-презентация «Культурно-образовательное пространство региона для развития курсов ОРКСЭ и ОДНКР», а научная библиотека вуза представила тематическую книжную выставку в читальном зале.

Напомним, что данная конференция входила в комплекс мероприятий по повышению эффективности реализации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», предметов, модулей, курсов, дисциплин, направленных на изучение духовно-нравственной культуры народов России. Проведение научно-практической конференции стало возможным благодаря государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» и научно-методическому содействию Московского педагогического государственного университета, союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» и ООО «Альмира».

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter