В этом году учащиеся колледжей и ПТУ впервые приняли участие в международных соревнованиях среди рабочих профессий, прошедших в Лейпциге. Результат ужасает: среди 54 стран Россия заняла последнее место.
В соревнованиях участвовали 1024 ученика рабочих специальностей. Наша команда представляла 15 профессий, в числе которых сварка, парикмахерское искусство, автопокраска, укладка кирпичей, столярное дело и т. д. Примечательно, что соревнованиям международного уровня предшествовал отбор на региональном этапе и первые национальные соревнования WorldSkills Russia. Но лучшими из лучших российские пэтэушники так и не стали.
Отметим, что в состав российской сборной входили и свердловчане — студенты Первоуральского металлургического колледжа Александр Литвиненко и Артур Исламов. В начале года они выиграли чемпионат страны по мехатронике, оставив далеко позади своих ближайших соперников. Однако вывести вперед сборную России на соревнованиях международного уровня они не смогли.
После столь грандиозного провала Минобрнауки решило пересмотреть программы учреждений среднего профессионального образования (СПО), пишут «Известия». Выступление сборной проанализирует экспертная группа. После чего начнется разработка дополнительных модулей для профессиональных образовательных программ. Эти модули предстоит апробировать в колледжах и училищах.
В поисках корня проблемы эксперты, опрошенные изданием, расходятся во мнениях. Некоторые считают, что причины провала стоит искать в советском образовании, кто-то же говорит об обратном.
Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ:
— СПО в ужасном состоянии, но это не связано с преподавателями. Эта система в значительной степени досталась нам от советского прошлого. Там сохранились старые преподаватели и технологии преподавания. Уровень компетентности наших молодых людей отражает уровень качества работы в СССР.
Тамерлан Ибрагимов, руководитель международного центра МГУ в Женеве:
— За последние 20 лет было разрушено все, и это в том числе. В России сейчас нет системы подготовки квалифицированных и эффективных рабочих кадров. Надо сделать так, как в Германии, — когда опыт соединяется с современными тенденциями. Нужно теснее взаимодействовать с современными компаниями, здесь должно помочь государство.
Впрочем, эксперты видят способы решения этой проблемы. Один из них — присоединение колледжей и ПТУ к вузам.
Анатолий Александров, ректор МГТУ имени Баумана:
— Этой сфере образования в последнее время не уделялось должного внимания, из-за чего качество обучения находится на низком уровне. Да и зарплаты — если у преподавателей вузов они были низкие, то представьте, какие там. Система ПТУ и техникумов развалилась. Я считаю, что учреждения СПО нужно объединить с вузами, чтобы по их окончании человек мог либо сразу продолжить обучение, либо идти на производство.