om1.ru
Слишком громко плакал. Билетерша в омском театре накинулась на маму ребенка с аутизмом Как собаки помогают маленьким омичам с ментальными нарушениями лучше ориентироваться в мире.

Слишком громко плакал. Билетерша в омском театре накинулась на маму ребенка с аутизмом

Как собаки помогают маленьким омичам с ментальными нарушениями лучше ориентироваться в мире.
4 февраля 2020, 15:10
Спецпроект

Центр зоотерапии «Дверь в лето» существует с 2016 года. Сейчас он реализует третий по счету президентский грант. Первый был направлен на реабилитацию детей с ДЦП, второй — на реализацию проекта «Мобильная канистерапия», в рамках которого работа велась на выездах в Омскую область.

Юлия Стрельская, соучредитель Центра зоотерапии «Дверь в лето»:

«Сейчас мы пришли к сенсорной канистерапии. Это наша особая гордость, авторская методика реабилитации детей с ментальными нарушениями. Среди всех детей с ОВЗ они самые незащищенные, о них известно меньше других, им гораздо сложнее в нашем обществе».

Юлия привела в пример показательный случай, когда мальчик с аутизмом расплакался в театре, испугавшись громких звуков. Билетерша сделала маме замечание, что ребенок ведет себя некрасиво и невоспитанно.

 
 
 
«В обществе нет понимания, что это за дети, как можно их помочь, как их включить в социум. Поэтому мы помогаем им включиться и обрабатывать сигналы этого мира. Слово «сенсорная» — как раз об этом. У таких детей есть слух, зрение, осязание, обоняние, но, чтобы эти сигналы давали правильную информацию о мире, мозг должен правильно их обрабатывать. У детей с ментальными нарушениями этот момент запаздывает. Громкие звуки они могут воспринимать как сильную боль. Плохо чувствуют свое тело, из-за чего нарушена координация. Таких деток тянут на развивающие занятия, пытаются обучить их счету, чтению. Но иногда это слишком рано: чтобы освоить эти навыки, детям нужно в принципе разобраться со своими ощущениями. В этом мы и помогаем».

Омичка объяснила важность участия собак: для детей они являются главным мотиватором. На занятия ходят в первую очередь к друзьям, которые помогают переносить трудности. Собаки участвуют во множестве упражнений, которые только со стороны могут показаться простыми. Однако даже взрослым людям порой требуется постараться, чтобы выполнить их.

Попробуй удержаться на такой конструкции, да еще и кинуть мячик собаке!

На средства президентского гранта, помимо индивидуальных занятий, проводятся выезды в интернат для детей с умственной отсталостью. Там живут дети, которых порой приходится с нуля учить базовым вещам: что такое свет, что такое прикосновение. Не то чтобы собаки — даже мужчины для них являются кем-то вроде инопланетян, и порой немало времени уходит на то, чтобы «примириться» с этим новым видом живых существ.

Юлия Стрельская:

«Дети начинают лучше ориентироваться в мире. Это огромный скачок в развитии. Лучше чувствуют свое тело, понимают, какие сигналы главные, а какие — второстепенные. Учим концентрироваться, ощущать себя в пространстве, откликаться на голос, понимать, где право, а где лево. Это дает толчок и речи: дети начинают охотнее разговаривать, понимать, зачем нужна речь».

Проект реализуется во многом благодаря волонтерам, которые тренируют своих собак и помогают инструктору на занятиях. «Волонтеры проделывают огромную работу. Они странные люди: для них лучший отдых — поехать в интернат для пожилых людей, в детский дом за тридевять земель с собаками».

Эрдельтерьер Тина, питбуль Коннор, бордер-колли Фокся, хаски Скай, шпиц Арни — команда четвероногих терапевтов разномастная и дает возможность каждому ребенку выбрать того, кто по душе именно ему.

Ангелину Перову с питбулем Коннором взяли в канистерапию не сразу: понадобилось полгода, чтобы обучить пса.

Ангелина Перова:

«Моя первая собака — бульдог, с ней мы занимались служебным собаководством, это другая область применения. Я всегда понимала, что хочу вторую собаку. Когда выбирала породу, искала кого-то активного, универсала, чтобы она была со мной везде. Выбор пал на питбуля. Все считают, что это убийца, но к людям они всегда относились хорошо. Лучшей собаки, активной и более положительной к людям, я не нашла. Коннор всегда был в обществе и знает только любовь. Его эмоциональность порой до сих пор получает выход: ему нужно обязательно потрогать, полизать, почувствовать ребенка. Он очень контактный, полизушки — это его. Когда мы только пришли сюда, он был еще маленьким. Его порыв любить всё был неконтролируемым, а нам нужна была управляемость. Учили его быть сдержанным в своих эмоциях».

Ангелина Перова и Коннор

Юлия Стрельская:

«Здесь собаки, которые получают удовольствие от общения, их специально этому учат. После обучения собака проходит тестирование. Если она нас устраивает и у нее хороший контакт с хозяином, она становится частью команды. Собака — это не просто «тумбочка» на занятиях, это полноценный партнер, который позволяет раскрыть ребенка. Это в чем-то наша миссия: мы считаем, что собака действительно делает мир лучше, и нет такого дела, которое бы не улучшила собака».

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter