На сегодняшней пресс-конференции рассказали об итогах социально-психологического тестирования школьников в 2019-2020 учебном году. Его проводят среди подростков 13-18 лет, всего задается 110-140 вопросов, которые дифференцируются по возрасту.
За указанный период его прошли около 72 тысяч обучающихся. Для несовершеннолетних необходимо согласие родителей, и 9% родителей отказались от того, чтобы их дети участвовали в тестировании. Как отмечают эксперты, это может быть связано с мифами, которые бытуют среди родителей: так, некоторые предполагают, что будут ставиться какие-то диагнозы, что на ребенка будут «показывать пальцем», однако ничего такого не происходит.
Как рассказала заместитель министра образования Омской области Оксана Груздева, на основании тестирования выявляются факторы риска и факторы защиты каждого ребенка индивидуально.
Оксана Груздева:
«Соотношение факторов защиты и факторов риска позволяет судить о возможности вовлечения ребенка в зависимое поведение. Выявляется рискогенность социально-психологических условий. Тестирование не говорит о том, употребляет ли ребенок наркотические вещества, только позволяет выявлять риски со стороны окружения ребенка».
Потребность в одобрении;
Подверженность влиянию группы;
Наркопотребление в социальном окружении;
Склонность к риску;
Тревожность;
Импульсивность.
Факторы защиты:
Принятие ребенка родителями, одноклассниками;
Социальная активность;
Стрессоустойчивость.
Оксана Груздева:
«Соотношение этих факторов позволяет судить об эмоциональном благополучии ребенка. Тестирование хорошо тем, что на его основании мы можем увидеть профиль каждого ребенка индивидуально, а также судить о группе (к примеру, класс). Если факторы риска высоки, выстраиваем работу в этом направлении. Если все благополучно, просто наблюдаем и сохраняем это благополучие».
Как рассказала директор КУ Омской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения» Екатерина Орлова, в этом году тестирование впервые было автоматизированным: подростки могли пройти его с любого гаджета, что ускорило проведение процедуры и обработку результатов.
Екатерина Орлова:
«Родители, которые первоначально дали отказ, после разъяснительной работы пишут согласие. Нельзя сказать, что происходит давление: просто родитель видит, что диагнозы детям не ставятся, не делается выводов о том, что ребенок, к примеру, склонен к употреблению наркотиков. Это тоже успокаивает родителей».
Результаты тестирования ложатся в основу плановой профильной работы образовательных организаций. Основная задача — не выделить ребенка из общей группы, а включить его в социально-психологические условия, которые повысили бы его жизнестойкость, самооценку, уверенность в себе. Мероприятия нацелены на то, чтобы снизить рискогенность условий, в которых существует ребенок.
По словам директора БУ «Городской центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Ольги Кисловой, психолог видит сводный результат по организации и конкретные результаты детей.
Ольга Кислова:
«Выстраивается работа с ребенком, который попал в зону риска, и средой, в которой он находится. Разрабатывается программа сопровождения конкретного ребенка, причем делается это настолько тонко, что ребенок этого не замечает. В одном классе может быть одно направление, в другом — другое. Вся профилактическая работа состоит из мини-модулей. Все работает на единый показатель ребенка, чтобы он увидел свою значимость».
По словам спикера, каждый родитель может прийти и ознакомиться с результатами своего ребенка, более того, педагоги нацелены на то, чтобы мотивировать родителей быть причастными к этому.
Ольга Кислова:
«Есть общие рекомендации для родителей, даже независимо от социально-психологического тестирования. Самый главный защитный фактор для ребенка — это его семья. То, как там выстраиваются взаимоотношения с ребенком, насколько он понимает, что значим в семье, насколько семья слышит проблемы ребенка и помогает их решать. Если все это гармонично, у ребенка факторы риска близки к нулю или отсутствуют. Главная задача семьи — вовремя увидеть, что происходит с ребенком. Семья не должна стоять в стороне».
По словам Екатерины Орловой, в тестировании предусмотрены «шкала лживости» и «шкала социальной желательности». Речь о случаях, когда ребенок по какой-то причине будет отвечать на вопросы неискренне. Такие тесты обрабатываются по-особенному, есть маркеры, которые указывают на «лукавство» со стороны подростка. При оценке результатов учитываются личностные особенности ребенка, его право на принятие индивидуального решения.
Тестирование будет проводиться ежегодно, и, как предполагают организаторы, количество участников будет только расти, а отказов — уменьшаться.