Омский адвокат Наталья Романовская рассказала в беседе с «Коммерческими вестями» о ситуации с коронавирусом в колониях и СИЗО. По ее словам, арестанты первые попадут под удар нового вируса. Причем последствия могут быть фатальны.
Между тем в УФСИН поместили все СИЗО и колонии на полную изоляцию. В места лишения свободы теперь нельзя пройти ни адвокату, ни следователю. Однако правозащитник считает, что даже строгий карантин не спасет следственный изолятор от болезни.
Наталья Романовская, адвокат:
— Скученность людей, нахождение их в постоянном стрессе, невозможность соблюдать социальную дистанцию всегда приводили к тому, что многие арестанты заболевали, ведь тюремная стена не может служить преградой вирусу. Сейчас мы столкнулись с гораздо более серьезной проблемой. Коронавирус намного заразней, чем грипп, и влечет неизмеримо более тяжелые последствия. Для того, чтобы пострадали десятки, а то и сотни, достаточно одного заболевшего конвоира или вновь доставленного обвиняемого.
Адвокат предложила на время пандемии пересмотреть практику помещения людей под стражу. По ее мнению, обоснованным можно считать содержание в СИЗО только тех, кто совершил особо опасные насильственные преступления или несет физическую угрозу окружающим — например, убийцы и террористы. В отношении остальных арестантов Романовская предлагает срочно изменить меру пресечения.
«То, что происходит сейчас в стране и в мире не имеет аналогов. Мы неожиданно оказались в новой реальности и неминуемо должны пересмотреть подходы к решению важнейших вопросов. Необходимо осознать, что если раньше при заключении под стражу имело место лишь ограничение прав обвиняемого и он подвергался некоторому временному дискомфорту, то теперь на чаше весов оказывается человеческая жизнь», — подчеркивает правозащитница.
Она также заявила, что федеральная палата адвокатов РФ распространила обращение ко всем адвокатам с призывом срочно направить жалобы в компетентные органы с просьбой немедленно освободить максимально возможное число арестованных. Для этого достаточно простого постановления следователя.