Обо всем этом обстоятельно и подробно рассказал «СуперОмску» генеральный директор регионального оператора «Магнит» Карен Егоян. Приводим выдержки из интервью.
— Карен Грачьевич, с приходом регоператора омичи решили, что «Магнит» отвечает абсолютно за весь мусор, однако выясняется, что это не совсем так… Как в действительности обстоят дела?
— Да, многие омичи, считают, что региональный оператор отвечает за весь без исключения мусор. Люди уверены, что наша работа выглядит примерно таким образом — выезжает мусоровоз и по пути следования собирает все отходы подряд. Контейнер выгрузил, у фонаря мешки с мусором подобрал, строительные отходы захватил, стихийную свалку закидал в мусоровоз… И так едет себе регоператор и наводит чистоту вокруг. Я намеренно утрирую, но в целом, не только омичи, но и большинство россиян, так думают до сих пор. Поэтому, заметив на улице бумажный фантик, люди начинают думать, что это региональный оператор не вывозит мусор.
В действительности ответственность регоператора начинается в момент, когда ТКО погрузили в мусоровоз. При этом сотрудники компании обязаны подобрать лишь тот мусор, который просыпался в процессе погрузки. Зона деятельности и ответственности регоператора строго регламентирована законодательством. И я предлагаю разбираться с тем, что происходит в частном секторе Омска, согласно букве закона.
— Отличное предложение! В частном секторе Омска можно наблюдать три ситуации: мусор находится в емкости (контейнер/ладья); мусорные пакеты брошены вдоль дорог и мусор свален в стихийные свалки. Рассмотрим подробно первый пример (мусор в емкости). Кто должен его вывозить?
— В частном секторе Омска в прошлом году были обустроены контейнерные площадки для твердых коммунальных отходов, которые образуются у населения. Мусор, который жители частного сектора выносят в эти контейнеры, бункеры или ладьи — это стопроцентно зона ответственности регионального оператора.
В рамках единого тарифа на коммунальную услугу региональный оператор работает исключительно с твердыми коммунальными отходами. Между тем, существует много видов отходов: медицинские, промышленные, опасные, строительные, твёрдые коммунальные (ТКО). Я думаю, уже понятно, что региональный оператор отвечает именно за последние, а значит и вывозит только твердые коммунальные отходы. Если рядом с ладьей, контейнером оказалось несколько пакетов с обычным бытовым мусором, то возчик их обязательно заберет. Специалисты нашей компании так и делают. Но выносить на контейнерную площадку строительный мусор, шины, стекловату, растительные отходы нельзя! Этот мусор регоператор не заберет.
А теперь подведём итог: когда мусор лежит в емкости (ладье, бункере, контейнере), которую муниципалитет передал на обслуживание регоператору, это зона ответственности «Магнита». Добавлю, что все контейнеры в городе находятся на ежедневном вывозе. Если происходит сбой в графике, омичи вправе требовать качественного оказания услуги, для этого необходимо позвонить в диспетчерскую компании по тел.: 35–25–25. В короткие сроки разберемся и решим проблему. Как правило, сбои в вывозе бывают вызваны техническими причинами — машины имеют свойство ломаться, погодными условиями — дорогу размыло, либо отсутствует возможность проезда к контейнеру из-за припаркованного транспорта.
|
---|
— До реформы в частном секторе существовал «мешочный сбор» отходов и пока не все омичи готовы от него отказаться. Может быть поэтому люди оставляют пакеты с отходами вдоль дорог? Кстати, почему нельзя было оставить «мешочный сбор», и кто должен собирать и вывозить брошенные людьми пакеты?
— Региональный оператор забирает твердые коммунальные отходы из специально отведённых для этого точек сбора или контейнерных площадок, внесенных в реестр муниципалитетом. Это не прихоть «Магнита» — таково требование закона. Так называемый мешочный сбор отходов, когда водитель мусоровоза выскакивает на каждом углу и подхватывает пакеты с мусором, оставленные жителями, забрасывает их в машину и едет дальше, противоречит всем мыслимым нормам техники безопасности и не соответствует трудовому законодательству РФ. Как можно через каждые 10–20 метров оставлять тяжеловесную спецтехнику без присмотра? Или, как можно позволить омичам самостоятельно забрасывать мешки в мусоровоз? Нам и такие предложения поступали…
Я не говорю уже о том, что отходы в принципе нельзя сбрасывать на почву — это является нарушением экологического законодательства. Кроме того «мешочный сбор» мусора — самый затратный. Действующим тарифом он не учтен и регоператор не обязан им заниматься. Потребители платят за вывоз мусора из контейнеров. Тем не менее, мы сохранили бестарный сбор мусора в Омске на отдельных улицах частного сектора. Но только там, где нет невозможности установить хоть какой-то контейнер или бункер. На этих улочках наши возчики собирают мешки с мусором вручную — это тоже зона ответственности регооператора.
Что касается мешков с мусором, которые несознательные омичи не донесли до контейнера или ладьи, установленной в конце улицы, «де юре» такие действия трактуются как организация стихийной свалки. Мы все знаем, что там, где оставили один мешок с мусором, скоро появится второй, третий, потом принесут диван и т.д. Брошенный на улице мусор регоператор не подбирает и не вывозит, законом за ним такая обязанность не закреплена.
— Но мусорные пакеты исчезают с этих мест… Многие уверены, в том числе и журналисты, что их вывозит регоператор. Если это не так, то кто это делает?
— Давайте разбираться: обочины дорог, тротуары, улицы — это так называемые земли общего пользования. За них отвечает муниципалитет. И их содержание зона ответственности бюджетной организации — Управления дорожного хозяйства и благоустройства. УДХБ обслуживает эти земли за бюджетные деньги.
Санитарная очистка и благоустройство территории города являются частью профильной деятельности Управления благоустройства. Однако это не означает, что омичи могут бросать мешки с мусором где попало и УДХБ обязано их убирать. Нет, контракт на обслуживание земель общего пользования, строго говоря, предполагает работу «пикадоров». Людей, которые, с помощью острых металлических палочек, накалывают случайно выпавший мусор. При заключении контракта УДХБ не рассчитывало, что у столбов будут стоять огромные мешки с отходами, на их вывоз бюджет не заложен. Тем не менее сейчас Управление благоустройства убирает брошенные на дорогах жителями частного сектора мешки с мусором.
Поэтому омичам нужно проявить сознательность, и найти в себе силы доносить пакеты с мусором до специальных емкостей, и регоператор их обязательно вывезет.
|
---|
— А если контейнер или ладья все-таки находится далеко? Таких случаев в частном секторе немало.
— Для того чтобы всем без исключения омичам в частном секторе было удобно выносить отходы, окружные администрации Омска совместно с регоператором прорабатывают вопрос об установке дополнительных контейнеров (бункеров) на территории частного сектора. Сейчас определяем места, где это можно сделать, будем учитывать мнение жителей. В этом году в ИЖС появится дополнительно 179 мест, куда омичи смогут выносить мусор. Это общее число точек на все округа города.
— Мы дошли до самого сложного — стихийные свалки. Уже не секрет, что огромные мусорные навалы в городе чаще всего организуют юрлица, уклоняющиеся от работы с регоператором. Омичи даже ловили таких экохамов, публиковали их фотографии в соцсетях. А кто должен ликвидировать такие свалки? До реформы звучала информация, что эту функцию возьмет на себя региональный оператор.
— Да, появление несанкционированных свалок чаще всего «заслуга» несознательных юрлиц, которые вместо того, чтобы заключить договор с регоператором, или приобрести талон на вывоз строительных отходов, доезжают до ближайшего перекрёстка в частном секторе и, в основном в ночное время, вываливают мусор на исторически сложившихся местах. Две три машины выгрузили, местные жители, видя такое, добавили свой мусор, и свалка разрослась как снежный ком. С этим явлением необходимо бороться надзорным органам.
Прямая ответственность за ликвидацию несанкционированной свалки законом возложена на собственника земельного участка (пункт 18 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641»). На уборку накопившегося мусора владельцу земли дается 30 дней. Самостоятельно вывозить несанкционированные свалки региональный оператор не должен.
А вот если свалку не уберут, регоператор имеет право сделать это сам. Обращаю внимание — право, не обязанность. Однако радоваться рано: понесенные расходы регоператор взыщет в суде, закон на нашей стороне.
— Получается, что в любом случае ликвидацию незаконной свалки добровольно ли, по судебному ли решению, обязан оплатить владелец земельного участка?
— Да, все верно, именно так предусмотрено законодательством.
— Тогда почему «Магнит» не пользуется предоставленным правом? Ведь на этом тоже можно зарабатывать деньги…
— Никто же не вываливает «газель» с мусором во двор или, скажем, на огород жителям, поэтому частников — хозяев земельных участков, на которых обнаружены несанкционированные свалки, как правило нет. Если такое произойдет, газелист тут же получит четкое, и, вероятнее всего, не в самой приятной форме, объяснение, что так делать не надо. А поскольку за муниципальными землями сиюминутного надзора нет — пока на них обнаружат свалку, составят акт, пройдет время, то мусор сваливают именно на земли общего пользования.
«Де-юре» — ликвидация несанкционированных свалок с муниципальных земель — это обязанность города. В этом году Омская область выделяет более 100 млн рублей на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. Эти деньги будут доведены до бюджета, будет объявлен конкурс и выбран подрядчик, который будет готов вывезти эти несанкционированные свалки. Тоесть обязанность муниципалитета по ликвидации несанкционированных свалок реализуется через бюджетные средства.
В связи с этим мы не видим конструктива в том, чтобы уходить в судебные тяжбы с администрацией, тратить на это человеческие ресурсы, время. В любом случае, по закону, затраты на уборку мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов понесет муниципалитет. Перед администрацией и региональным оператором стоят общие задачи по наведению порядка в городе и нет смысла усложнять их решение судебными прениями. Это не лучшее решение вопроса.
Сегодня обязанность регионального оператора — обеспечение своевременного вывоза ТКО с нескольких тысяч площадок в городе. Наша прямая обязанность — обработка отходов на сортировочных заводах. Мы также обязаны обеспечить содержание площадок временного накопления отходов при МСК. На это тариф дает деньги. Рациональнее потратить средства, которых сегодня регоператору катастрофически не хватает на исполнение своих прямых обязанностей, в связи с пандемией, падением собираемости платежей, недобросовестными юрлицами, на улучшение качества оказания коммунальной услуги. Только поэтому регоператор не пользуется предоставленным ему правом.
— Спасибо за интервью!