om1.ru
«Из экономики просто вычеркнули сферу». Директор омского ресторана – о том, как пандемия убивала бизнес Сейчас рестораторы со страхом ждут второй волны коронавируса.

«Из экономики просто вычеркнули сферу». Директор омского ресторана – о том, как пандемия убивала бизнес

Сейчас рестораторы со страхом ждут второй волны коронавируса.
7 сентября 2020, 17:30
интервью

Семейный тематический ресторан в стиле Рождества вновь открыл двери для посетителей 2 сентября. Директор ресторана «Хаус миссис Клаус» Леся Бочкарева поделилась с редакцией Om1.ru опытом работы на карантине и рассказала, как отразился кризис на ресторанном бизнесе в Омске.

Фото: Om1.ru

— Когда все заведения закрыли на карантин, вы прогнозировали, что почти полгода он будет длиться?

 — Если честно, я в принципе не поверила, что после Москвы нас следом закроют. Для меня, казалось, что Москва далеко, а регионы — это другой мир. То, что нас закрыли почти одновременно, с совершенно другой эпидемиологической ситуацией, это было неприятным сюрпризом.

— Каково вам было работать в пустом ресторане?

 — Было очень жутко. Ты идешь на работу и абсолютное состояние непредсказуемости: насколько закрыли, как мы дальше будем работать? Ситуация полной нестабильности очень нервировала как весь персонал, так и меня в том числе.

— Как проходила работа на доставке? Помогло ли это остаться на плаву?

— Безрадостно. Доставка осуществлялась только сервисами Yandex и Delivery Club, собственной службы у нас не было. Экстренно создали сайт доставки, но значительного увеличения дохода это не принесло. То есть можно смело сказать, что мы практически работали чтобы продержаться на плаву до открытия. И, к сожалению, у ресторана «Хаус Миссис Клаус» нет летника.

— Какая была реакция у всего персонала, когда вас закрыли?

 — Шок и страх были у всех. Никто не понимал надолго ли это. Первые пару месяц персонал вообще не понимал, какая будет дальнейшая судьба. Кто-то просто боялся ходить на работу.

— Удалось сохранить весь персонал?

 — Далеко не весь. Мало кто готов сидеть просто пять месяцев. Дело далеко не в нашем ресторане, а вообще в этом бизнесе. У нас получается из экономики просто вычеркнули саму сферу общепит. Много кто уехал, как только стали открывать другие регионы, произошёл сильный отток людей. Те, кто остались, меняли профессию внутри города. Мы поддерживаем связь с большим количеством наших людей и мы знаем, что они уходили не в смежную профессию, а полностью меняли сферу деятельности. Брали ту работу, где хоть что-то платили.

Какую заработную плату получали сотрудники? Была поддержка федерального или регионального правительства?

 — Мы, к сожалению, не прошли по требованиям федерального уровня. Никакой поддержки мы не получили от государства. Одно из главных условий, которое мы не прошли, сохранение полного штата сотрудников. Это почти невозможно. Хотя бы одно увольнение из штата, ты сразу же лишишься поддержки. Было жесткое сокращение по часам персоналу и соответственно заработной платы.

— Федеральные или региональные выплаты были кому-то в Омске предоставлены?

 — Рестораны делились информацией, что были выплаты некие, но неприятным сюрпризом было для всех, кому пришло налоговое уведомление: оплатить налог за предоставленные деньги. Причем многие уже получили постфактум, как просрочку. Просто шло требование «Почему вы, ребята, не платите?».

— То есть рестораном предоставлялись деньги и потом им нужно платить за эти деньги налоги, а никто об этом не говорил?

 — Именно так. Ведь деньги дали, надо оплатить налог. Сейчас нет четкого понимания по налогам, которые мы должны заплатить. Мы не работали, но налоги платить должны. Президент нам за второй квартал налоги отменил, а за третий нет. Вот и получается, что Москва вовсю работает, а Омск нет, а налоги видимо будем платить одинаково. Соответственно, мы решили обратиться в налоговую, но разъяснения до сих пор не получили. Этот вопрос очень актуальный, но его никто не поднимает в правительстве. Сейчас добить нас двойным налогообложением очень легко.

— Многие заведения буквально обивали пороги регионального правительства. Вы были в том числе или просто ждали, когда откроют?

 — Мы не ждали, мы все изучали, участвовали во всех запросах от рестораторов. Естественно, все то, что предлагало правительство, мы пытались получить. Но во-первых, было столько много нюансов на получение финансовой поддержки, а во- вторых, все прекрасно знают, что от нашего государства такая помощь может нам обернуться налогами, проверками и пристальным вниманием. По факту, все именно так примерно и оказалось.

— Уточним, ресторанам предоставляется материальная помощь, но за это нужно не только заплатить, но еще и пройти доскональную проверку?

 — Не совсем так. Помощь с налогами отдельно, а проверки отдельно. Может, у нашего правительства представление, что омские рестораны живут слишком богато.

— Как директор ресторана, как вы считаете, когда вы сможете вернуться на докризисный уровень работы?

 — У нас есть некий сдержанный оптимизм, потому что, если бы был только пессимизм, открываться вообще смысла не было бы. Сейчас проблем очень много. Начиная от отсутствия персонала, что является основной проблемой, заканчивая перебоями с поставками товара. Очень тяжело прогнозировать, когда ситуация переломится в лучшую сторону. Но что мы четко понимаем, если будет вторая волна, то состояние будет крайне критично для очень многих заведений. И это реальность. Но нам очень хочется работать. Скоро зимний сезон, мы очень ждем и любим наших гостей. Мы готовы предоставить гостям и обновлённое меню и изменения в детской программе, но для начала нам нужно просто встать на ноги. Для себя мы на это взяли сентябрь. 

— На вас как-то отразилось внедрение правил безопасности от Роспотребнадзора?

 — На самом деле, у нас достаточная площадь в ресторане. Нам не доставляет проблем раздвинуть столы на 1,5 метра. Весь персонал в масках. Антисептики на входе и обработку помещений мы ввели задолго до пандемии. Стабильно проходила стерилизация помещения. У нас дети — частые гости. В детской комнате всегда была лампа для кварцевания. Сейчас каждого гостя на входе проверяем на температуру. Требования вполне выполнимые. Я знаю, какие проверки сейчас проходят. Причем массово и с большой оглаской. С камерами, с телеканалами приходят. Такое ощущение, что цель — не проверка, она-то, безусловно, нужна, а наказание. Все-таки это разные цели.

Фото: Om1.ru

— Когда вы узнали, что со 2 сентября вы можете открыть двери для своих гостей, вы готовили какое-то торжественное открытие или, может, у нас появились какие-то изменения в ресторане?

 — Для того, чтобы все это провести, нужно стабилизировать штат сотрудников.

Фото: Om1.ru

— После открытия многие вернулись в сферу обслуживания?

 — Кто-то вернулся из прошлых ребят, а вот с новенькими большая проблема.

— Какая была реакция у персонала после открытия?

 — Кто-то обрадовался, а кто-то сохраняет скептицизм и верит слухам о скором закрытии из-за второй волны. Сплетен много, от этого все в напряжении и на нервах.

— Сейчас для рестораторов начнется война за гостей?

 — Без конкуренции конечно никуда. Общая покупательная способность по городу очень снизилась. И сейчас рестораны начнут борьбу за каждого своего гостя.

— Если начнется вторая волна, для вас это может обернуться закрытием?

 — В этом году ничего нельзя исключать, но надеюсь, что мы останемся на рынке.

— Кроме финансовой поддержки государство как-то помогало?

 — Очень понравилось, что все нововведения, законы, методички рассылали на почту. Прям вот молодцы, кто придумал. Это очень удобно. Правительство организовывало видеоконференции в ZOOM, тоже очень удобно. Всем известно, что закон часто может нести в себе двойной смысл. А во время конференции ты сразу же можешь задать уточняющий вопрос по расшифровке. Это все очень подробно рассказывали, за это огромное спасибо.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter