У Александра Буркова много недоброжелателей. Как и у каждого, кто не отсиживается в норе, а имеет смелость что-то делать и нести за это ответственность. Да и регион Александру Леонидовичу достался не из простых.
Что уж юлить — Бурковым недовольны многие. Впрочем, как и всяким политиком. Шаг влево, шаг вправо — раздаются голоса разгневанного электората, который привык думать, что положительные изменения в городе и на селе должны произойти в тот же миг, как только новый руководитель впервые вошёл в свой кабинет.
Справедливости ради, стоит признать — минусы есть. Например, омское метро, которое ложится проклятием на всякого, кто захочет быть причастным к омской власти. Александр Бурков имел неосторожность пообещать его достроить, видимо, думая, что метро — оно и в Омске метро, ничем не отличается от всякого другого. Да вот только Омск любит мемы, он их коллекционирует и сердечно бережет.
Еще одна рана города и символ несбывшихся надежд — аэропорт Омск-Фёдоровка. Вину за этот долгострой Бурков тоже унаследовал. Как, собственно, и вину за обманутых дольщиков, отток населения и не самое высокое качество жизни в городе.
Но вина ли это нового губернатора, который пришел в регион, где долгие годы ситуацию усугубляли его предшественники?
Александр Бурков изначально не скрывал, что его главной задачей на посту губернатора было искоренение клановых войн в правительстве Омской области. Весь первый год своего правления он посвятил именно этому — скрупулезному вырезанию опухоли, которая убивала регион. И Бурков справился.
Он объединил и скрепил политическую элиту области, заставив ее исполнять свои обязанности, а не участвовать в нескончаемой грызне за зоны влияния.
Без этого невозможно было эффективно выстраивать работу, потому что сам организм власти был не здоров.
Александр Бурков не пошел на поводу у местной олигархии и отбил место мэра, которое впоследствии заняла Оксана Фадина. Бурков не позволил лидерам политических кланов усадить в кресло градоначальника «своего» человека, который бы сквозь пальцы смотрел на беспредел, учиняемый толстосумами.
Таким образом, новый губернатор, приехавший в Омск из Свердловской области, начал с фундаментальных проблем и навел порядок во властных структурах региона. Кроме того, это, кажется, первый случай за всю историю Омской области, когда между губернатором и мэром сохраняется взаимопонимание.
|
---|
Губернатор Александр Бурков и мэр Оксана Фадина |
Татьяна Косачёва, директор Института политики и технологий:
«До назначения справоросса Александра Буркова главой Омской области одной из проблем региона была раздробленность и рассогласованность действий элит. Регион постоянно сотрясали скандалы, даже вбрасывались в СМИ мнения о том, что экс-губернатор Виктор Назаров не до конца контролирует внутриполитическую ситуацию. Пришёл сменщик, который впоследствии переизбирался на пост губернатора. Основная задача, которую ставил Кремль перед Бурковым, заключалась в консолидации местных элит. Да и справоросс сам этого не скрывал. В итоге Буркову удалось прекратить междоусобицу, избрать лояльного к областной власти мэра города (им стала Оксана Фадина) и частично обновить команду регионального кабмина».
|
---|
Госдолг и национальные проекты
Недолго думая, Александр Бурков выбивает для области финансовую поддержку в Москве. В общей сложности дотациями регион получил более 15 млрд рублей — сумма сопоставимая с годовым бюджетом Омска.
Бурков — первый губернатор Омской области, озаботившийся о государственном долге региона. Долговая нагрузка областного бюджета была снижена с 77% до 64% от общего объёма доходов. Сумма трансфертов из федерального бюджета увеличилась почти в 2,5 раза с 17,4 млрд в 2017 году до 43,6 млрд по плану на 2020 год.
Источник: портал Правительства Омской области.
Омск запомнился ещё и своим 300-летним юбилеем в 2016 году, когда прежние власти в который раз не сдержали своих обещаний и не сдали в срок театр «Галерку», центр «Эрмитаж-Сибирь» и другие важные объекты.
В 2019 году Омская область приняла участие в 10 национальных проектах из 12 возможных. Сумма средств, направленных на их реализацию, превысила 10 млрд рублей. Особое внимание было уделено проектам «Демография», «Здравоохранение» и «Безопасные и качественные дороги» — на них потратили наибольшие суммы.
Омская область одной из первых в стране приняла программу по открытию новых ФАПов. В результате за последние два года в регионе построили и оснастили 46 модульных ФАПов и две врачебные амбулатории. А сейчас завершается монтаж ещё 19 ФАПов.
В 2018 году удалось приобрести 21 машину скорой помощи, 66 — для участковых педиатров и терапевтов и 29 для пациентов, нуждающихся в гемодиализе. Кроме этого, омские медики получили два передвижных ФАПа, передвижной маммограф, два ангиографа (для омского кардиодиспансера и Тарской ЦРБ) и 23 передвижных медкомплекса для оказания помощи жителям малых населенных пунктов.
Кроме этого, в 2018 году было выделено 330 млн рублей для проведения ремонтных работ в 106 медучреждениях.
Что касается образования, то ситуация такова:
В январе 2018 года в селе Пришиб Азовского района открылся новый детский сад. В сентябре 2019 начала работать построенная по принципу ГЧП школа в селе Петропавловка Муромцевского района. В 2020 году распахнули двери сразу четыре новых детсада в Омске, возведенные в 2019 году, что обеспечило почти 900 новых мест для маленьких омичей.
В 2018 году на ремонт образовательных учреджений было направлено более 900 млн рублей из областного бюджета. Благодаря этому в зданиях школ Омска и Тары дополнительно появилось более 3 тысяч новых учебных мест. В 2018–2019 годах сельские школы получили 100 новых автобусов.
В 2019 году открылся Кванториум. Сегодня в его программах участвуют порядка 5 тысяч одарённых детей. Создано 100 центров цифрового и гуманитарного образования «Точка роста».
Ну и перейдем к самому больному — дороги.
Объём регионального дорожного фонда за три года увеличился почти в два раза. Если в 2017 году он составлял 7,1 млрд рублей, то в 2020-м — уже 11,9 млрд.
Городской автобусный парк в настоящий момент удалось обновить почти на половину: закуплено 220 машин разного класса, из которых 120 работают на газовом топливе. До конца года на городских маршрутах появится 33 новых современных троллейбуса и 24 трамвая.
Александр Бурков основательно взялся в Омске и за эстетику. Сейчас в городе полным ходом идёт реконструкция. Строители облагораживают территорию у Музыкального театра, а в ближайшее время начнется грандиозное обновление Иртышской набережной.
Два года подряд Омская область входила в топ-10 лучших регионов России по развитию культуры.
Так, в 2018 году новые дома культуры появились в Чернолучье и Больших Уках. Ещё 74 объекта культуры были оснащены и отремонтированы (на эти цели ушло порядка 230 млн рублей).
В 2019 году 27 сельских домов культуры были капитально отремонтированы. В шести районах области появились автоклубы.
Омская область в итоге стала первым регионом страны, где во всех муниципальных районах есть кинозалы. Последний открылся в Азово в 2019 году.
В 2020 году ещё в 21 доме культуры и в 28 детских школах искусств начался капремонт. Появилось ещё шесть автоклубов.
Кроме того, Бурков всерьёз намерен восстановить справедливость и вернуть «Авангард» домой, в Омск — под ледовое поле новой «Арены Омск» уже установили фундамент.
Отток населения
На протяжении всего правления Александра Буркова население Омской области стремительно уменьшалось. Но следует сказать, что отрицательная динамика наблюдалась целое десятилетие.
В интервью «Аргументам и фактам» Александр Бурков так комментирует эту ситуацию:
«Чтобы люди не уезжали, нужны зарплаты. А для этого необходима конкуренция на рынке труда. Я уже неоднократно говорил об этом. Конкуренцию могут обеспечить инвестиции и новые рабочие места. Я провожу очень много переговоров с потенциальными инвесторами. Главное для меня сейчас, чтобы инвесторы верили: в Омске их не обманут, не будут драть три шкуры, что и здесь они могут вести успешный бизнес».
За 2019 год Буркову удалось почти в два раза увеличить объём внебюджетных инвестиций. А в 2020 году Александр Леонидович вывел Омскую область в инвестиционные лидеры в Сибири.
Из бюджетного послания Александра Буркова:
«В следующем году должен заработать новый инструмент поддержки инвесторов — соглашение о защите и поощрении капиталовложений. Смысл в том, что налоговые и неналоговые условия, на которых реализуется инвестиционный проект, ухудшаться не могут. Также область возьмёт на себя часть затрат на создание инженерной инфраструктуры для новых инвестпроектов. В проекте бюджета на 2021 год на эти цели заложили более 800 миллионов рублей».
Бурков гонится за инвестициями ещё и потому, что они позволят создать в регионе атмосферу здоровой конкуренции в бизнесе. А всякая конкуренция — это развитие экономики.
Сейчас в Омске создаётся особая экономическая зона «Авангард». С четырьмя якорными резидентами, которые в ближайшие годы инвестируют в экономику региона порядка 22 млрд. рублей, уже подписаны соглашения.
В стадии реализации сейчас находятся с масштабные проекты по развитию гостевой инфраструктуры. Речь идёт о строительстве четырёх гостиниц с общим объемом инвестиций свыше 4,0 млрд рублей.
В прошлом об этом задумывались не настолько глобально. Бурков же делает всё, чтобы оставить после себя регион с красивым фасадом, комфортной средой и сильной экономикой.
Выстраивая свою политическую карьеру, Александр Бурков показал себя целеустремленным, дотошным и амбициозным лидером, которого, по мнению многих, побаивался даже сам Миронов — глава фракции «Справедливая Россия», в которой состоит Бурков. Некоторые и вовсе утверждали, что Миронов буквально «сослал» Буркова в Сибирь губернаторствовать, чтобы отдалить его от Москвы как прямого конкурента.
«Никто не скрывает, что Омская область для Александра Буркова — это трамплин для дальнейшей политической карьеры», — говорит Денис Коновалов.
А вот это уже действительно веская причина, для того чтобы эффективно управлять регионом. Одно дело — пафосные речи о служении народу и долге, в которые никто не верит. И совсем другое дело — вполне прагматичная и понятная мотивация, которая, к счастью, для омичей, пересекается с их желаниями. Александру Буркову нужен успешный политический кейс; людям нужны комфорт и благосостояние. В точке, где пересекаются эти две прямые, — Омск, приятный для жизни.