om1.ru
Террорист-одиночка: почему никто не предотвратил трагедию в Казани? Мнения новосибирских экспертов Трагедия в Казани всколыхнула систему российского образования. Как и во всей стране, в новосибирских школах начались массовые проверки безопасности. Образовательные учреждения работают в режиме повышенной готовности. Эксперты говорят, что отклонения от нормы у казанского стрелка можно было заметить в подростковом возрасте. А вопрос, как он получил оружие, специалисты относят к несовершенству системы контроля.

Террорист-одиночка: почему никто не предотвратил трагедию в Казани? Мнения новосибирских экспертов

Трагедия в Казани всколыхнула систему российского образования. Как и во всей стране, в новосибирских школах начались массовые проверки безопасности. Образовательные учреждения работают в режиме повышенной готовности. Эксперты говорят, что отклонения от нормы у казанского стрелка можно было заметить в подростковом возрасте. А вопрос, как он получил оружие, специалисты относят к несовершенству системы контроля.
15 мая 2021, 22:15
Спецпроект

В тихом омуте…

«За время учёбы Галявиев показал себя тихим и неконфликтным студентом. Всегда был опрятным и спокойным, уважительно относился к сокурсникам и преподавателям. Ильназ с декабря находился на учебной и производственной практиках, с января не появлялся в колледже, с куратором группы перестал поддерживать связь. На защиту производственной практики и трёх госэкзаменов не явился, вследствие чего отчислен».

Так характеризуют педагоги казанского стрелка. Казалось бы, с чего вдруг молодой человек взял ружьё, взрывное устройство и направился в школу, где привёл в исполнение свой кровавый план. Впрочем, 4 мая в телеграм-канале он опубликовал запись, в которой назвал себя богом и оставил послание, которое почему-то никого не насторожило.

11 мая молодой человек вошёл в здание казанской гимназии № 175, привёл в действие самодельное взрывное устройство и устроил стрельбу. Погибли девять человек. 21 ранен. Пострадавшие находятся в больницах. Многие из них в тяжёлом состоянии. 

Школьный психолог Юлия Шандрак предполагает, что во время учёбы в общеобразовательном учреждении Ильназа Галявиева выводили на комиссию по делам несовершеннолетних, и он состоял на внутришкольном учёте.

Юлия Шандрак:

«Когда выводишь ребят на комиссию по несовершеннолетним, не всегда удаётся получить желаемый результат. Очень бы хотелось, чтобы снизили возраст для уголовной ответственности. Детская преступность сейчас сильно расцветает, у школьников буквально развязаны руки. Когда исполняется 14 лет, у некоторых уже достаточно приводов в полицию, с кем-то уже работал Следственный комитет. И, как правило, такие ребятишки привлекают к совершению противоправных действий детей более младшего школьного возраста, потому что не будет никакой ответственности».

Вероятно, продолжает собеседник портала Om1.ru, выводя будущего стрелка на комиссию, школа везде получала отказ. И винить в этом образовательное учреждение неправильно.

«Школа заинтересована, чтобы таким ученикам оказывались помощь и поддержка специалистов. Но, к сожалению, этого не происходит. Сколько я сама ходила на комиссии по несовершеннолетним, сколько мы с опекой работали, деятельность компетентных органов оставляет желать лучшего», — констатирует Юлия Шандрак.

Вывернуть мозг

Вероятно, казанскому стрелку сейчас всё равно, что с ним будет дальше. Он добился чего хотел: обошёл систему, получил разрешение на оружие, купил патроны, — отмечает эксперт портала Om1.ru.

Юлия Шандрак:

«Он всех обманул и всё сделал так, как ему надо. Но возвращаясь к системе получения разрешения на оружие. Как проходят медкомиссию? Полторы тысячи заплатил, с тобой практически не разговаривают либо общаются формально. Я считаю, что на оружие психиатры должны весь мозг выкрутить, прежде чем дать разрешение, равно как и другие специалисты. Здесь должна быть ответственность. Невозможно симулировать, что ты здоровый, если у тебя куча диагнозов, начиная с неврологии. И в детском, и в подростковом возрасте он должен был состоять на учёте у невролога».

Школьные психологи могли заметить отклонения, уверена собеседник портала Om1.ru:

 
 
 
«К примеру, я работаю с учениками подросткового возраста. Они все проходят через меня. В нашей школе несколько раз в год проводится тестирование на различные отклонения: на девиантное поведение, на тревожность. Мы постоянно с начала учебного года проводим мониторинги. Я преподаю в этих классах и вижу, как себя ведут дети, какая у них успеваемость, что за семья, на что ребёнок способен. Если выявляю ученика с высоким уровнем тревожности, беру в работу. У меня есть согласия родителей. И мне искренне жаль детей, родители которых дают отказ на сопровождение. А там у детей реальные психологические проблемы. Родители сами нас, психологов, отгораживают, не позволяют оказать квалифицированную помощь».

По мнению специалиста, если ребёнок попал под наблюдение психолога, родители не должны уклоняться от рекомендаций. Часто они всё обесценивают и говорят: «да нет, перерастёт», «да нет, это временно», «это же подростковый возраст». Но нельзя всё пускать на самотёк.

«Нужно вовремя обращать внимание на поведение детей, на их состояние, не игнорировать их просьбы, жалобы на здоровье. Родители должны наблюдать за ребёнком и следовать рекомендациям классных руководителей, учителей-предметников. Не избегать встреч с психологами. Все, кто участвует в учебном процессе, заинтересованы в том, чтобы помочь ребёнку и его семье. Если есть какие-то трудности нахождения общего языка с родителями, учителями, — мы на стороне ученика в любых случаях. Главное, чтобы родители сотрудничали со школой», — акцентирует специалист.

После трагедии в Казани вечером в школу, где работает Юлия Шандрак, нагрянула ревизия Росгвардии — проверяли пропускную систему. На следующий день Минобр выпустил письмо с рекомендациями по действиям в кризисных ситуациях. Провели педсовет. В школу приезжали представители профильного департамента мэрии и отдела образования районной администрации. Образовательное учреждение работает в режиме повышенной готовности.

Система дала сбой?

Поступок Ильназа Галявиева с точки зрения мышления, воли, критической оценки ситуации, нарушения или не нарушения взаимодействия с окружающим миром будет оцениваться комиссией, отметил главный нарколог Новосибирской области Равиль Теркулов. Вопрос в том, как молодой человек получил оружие, если предположить, что состоял на специализированном учёте?

Равиль Теркулов:

«Чтобы получить оружие, есть приказ Минздрава РФ № 341, который устанавливает порядок. Видимо, не сработала какая-то система контроля. Все без исключения граждане, которые проходят медосвидетельствование для допуска, должны в обязательном порядке проходить нарколога, психиатра. Видимо, или данных не было, или каким-то образом просмотрели. Если бы он находился в базе данных у психиатров, то это должна быть база государственного учреждения. Почему не обратили внимания, это уже другой вопрос».

Равиль Теркулов обратил внимание на другое: почему никто не отреагировал на человека, открыто шедшего по улице с оружием и направлявшегося в многотысячную школу? Страх? Безразличие? Или что-то ещё?

По поводу тех или иных отклонений у школьников собеседник портала Om1.ru отметил, что сейчас в физическом, психическом и эмоциональном плане здоровы около 10% учеников. По поводу состояния Ильназа Галявиева, «возможно, кто-то что-то говорил»:

 
 
 
 
«Посмотрите, там нарушение социальных связей, в частности с родителями. Они не обращали внимания. Если цепочку тянуть, это коснётся. Насколько сегодня в школах поставлена система психологической помощи, как участвуют родители в воспитании детей, насколько у них контакт налажен. Есть ли потребности в психоэмоциональном контакте, нет ли элементов вербального и эмоционального насилия. Это выявляет то, что наши уважаемые родители не всегда грамотно поступают. Взять, к примеру, массовое исследование на наркотики в учебных заведениях. Сопротивление огромное со стороны родителей. Но если в семье всё благополучно, чего бояться? Но родители говорят ребёнку: «Ты имеешь право отказаться». Он, соответственно, это дублирует. В школах проводится ещё и социально-психологическое тестирование, которое может выявить массу проблем различных — отклонения в поведении, эмоциях, взаимодействии, переживания. До 15 лет только родители решают, нужно ли это ребёнку, а подростки старше 15-летнего возраста уже не понимают, боятся, что их поставят на учёт».

К большому сожалению, отмечает Равиль Теркулов, современная система образования потеряла морально-нравственную и этическую стороны, в том плане что родители предъявляют учителям всё больше и больше претензий. А случай в Казани, уверен он, показал, насколько могут быть уязвимы дети из-за простого безразличия.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter