om1.ru
Как помочь первокласснику адаптироваться к школе? Советы новосибирского психолога При поступлении в школу у детей и их родителей начинается новый этап. Как помочь ребёнку пережить стресс вхождения в коллектив, приучить его к режиму и не привить «синдром отличника»? Об этом в инструкции от портала Om1.ru.

Как помочь первокласснику адаптироваться к школе? Советы новосибирского психолога

При поступлении в школу у детей и их родителей начинается новый этап. Как помочь ребёнку пережить стресс вхождения в коллектив, приучить его к режиму и не привить «синдром отличника»? Об этом в инструкции от портала Om1.ru.

Новый коллектив

1 сентября у первоклассника и его родителей меняется привычный уклад. Ребёнку нужно привыкнуть к школе, новому режиму дня, окружению (учителя, одноклассники). Открывается путь к новым возможностям и достижениям. И вести ученика по нему предстоит педагогу и родителям. Без сложностей не обойдётся, их нужно преодолеть. Мам и пап больше всего беспокоит вопрос адаптации детей в новом коллективе. Как подготовить своё чадо к вхождению в него?

Юлия Шандрак, педагог-психолог:

«Большую роль в адаптации играет эмоциональное состояние ребёнка. Ещё из важных аспектов — уровень самооценки. Каждый ребёнок транслирует то общение, которое он получает в семье. Если отец и мать общаются уважительно, вежливо и дружелюбно, таким детям гораздо проще проходить период адаптации. Если в семье, наоборот, постоянные конфликты, то и ребёнок будет вести себя и общаться так же. Не исключено, что и сам он станет провокатором конфликтов».

По словам специалиста, обычно в школах три раза в год проводят мониторинг адаптации первоклассников. Педагог-психолог тестирует детей в начале, середине и в конце учебного года. По результатам в случае необходимости с ребёнком ведётся коррекционная работа. Если нужно, то и с родителями.

Авторитет учителя

Всё зависит от того, насколько сами родители придерживаются мнения, что учитель пользуется авторитетом. В школе его нужно слушать и следовать тому, что говорит или советует педагог. Ребёнок видит и слышит, как его отец или мать отзываются об учителях. Тем самым они подают пример, как можно общаться с педагогом, а как нельзя.

 
 
 
 
Юлия Шандрак:

«К сожалению, в последнее время родители сами обесценивают учителей, что и мгновенно начинают делать дети. Достаточно обсудить какую-то тему из родительского чата класса при ребёнке, как реакция ученика будет незамедлительна по отношению к учителю и сверстникам».

Через уважение и позитивный настрой родителей к учителю можно привить достойное отношение ученика к учителям, отмечает специалист.

Не хочу в школу!

В первые месяцы обучения, отмечает Юлия Шандрак, ребёнок может устраивать бунты по поводу ранних подъёмов. Может категорически отказываться ходить в школу.
«Каждый случай индивидуален. Первые, кто должны помогать в таких случаях, — это родители и классный руководитель, затем можно подключить педагога-психолога для выяснения причины нежелания посещать школу. Родителям, чьим детям сложно адаптироваться, нужно вести себя терпимо: не кричать, не унижать ребёнка и уж тем более не бить. В нашей школе любой родитель может обратиться за квалифицированной помощью педагога-психолога».

В последнее время, отмечает Юлия Шандрак, в школу чаще стали приходить дети со статусом «ограниченные возможности здоровья» (ОВЗ). Многие родители боятся подтверждать и продлять его.

«Это не совсем правильно. Когда ребёнок в силу своих возможностей не успевает за остальными учениками, он испытывает колоссальные сложности и стресс. А если ещё родители начинают на него давить, ребёнок очень часто «ломается», протестует, может проявлять агрессию. Некоторые мамы и папы при рекомендации получить статус ОВЗ начинают «бегать» по другим школам во избежание его получения. Они не понимают, что тем самым не решают проблему ребёнка, а лишь усугубляют её», — уверена Юлия Шандрак.

 
Если рекомендуют оформить статус ОВЗ, не стоит этого бояться. Ребёнок будет обучаться в том же классе, но уже по другой программе, адаптированной под его диагноз. Критерии оценивания будут совсем другими. Когда он закончит школу, то получит ровно такой же аттестат, как все выпускники.

Режим дня и «синдром отличника»

Важную роль в адаптации ребёнка к школе играет режим дня. Родители вместе с детьми могут составить расписание. Ребёнок должен знать последовательность действий. Понимать, сколько времени нужно уделять досугу, учёбе и сну.

«За успехи первоклассника, безусловно, нужно хвалить. Это мотивирует его на достижение новых успехов. Но нужно и научить принимать поражения и ни в коем случае не осуждать за них. Не сравнивать его успехи с успехами других учеников», — говорит Юлия Шандрак.

Психолог советует: если у ребёнка появились трудности в адаптации, своевременно обратитесь за помощью к классному руководителю, психологу и иным специалистам. Придерживаясь рекомендаций, школьник вместе с родителями пройдёт адаптационный период быстрее и с наименьшими сложностями и последствиями.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter