В разделе «Блоги» мы публикуем тексты независимых авторов — известных и не очень, но обязательно имеющих свой взгляд на ту или иную ситуацию в городе, стране, мире.
«Мёртвые» книги»
Для начала нужно понять, какую цель реализуют уроки литературы, для чего они нужны школьникам и как отбирают книги, которые ребёнок или подросток должен прочесть в том или ином возрасте.
Учителя транслируют идею воспитания нравственности у нового поколения и знакомство учеников с шедеврами классической литературы. При этом программу практически не меняют, а добавлять новых, даже качественных, авторов – табу. Список является неприкосновенным и идеализируется многими, воспитанными в советское время.
Чаще всего в программе оказываются монолитные произведения, как «Война и мир» Льва Толстого или «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского. Если подробно разбирать каждое из них, то можно сделать вывод, что темы, которые затрагиваются в романах, не всегда актуальны для современного мира или для людей школьного возраста. 16-летнему подростку сложно понять историю про осознание собственных грехов, раскаяние с помощью веры в Бога. Он не думает о таком. При этом Фёдор Михайлович писал рассказы, которые гораздо проще для восприятия и могут подойти для знакомства с его творчеством: «Белые ночи». А к более тяжёлым с точки зрения смысла шедеврам человек должен прийти сам.
Книги учат, но не понимают
Вторая проблема школьной программы по литературе – подача. Детей не стараются заинтересовать. Их зачастую заставляют читать произведения и пересказывать их, отвечать на вопросы так, как написано в критических статьях или учебнике. Но ученики не анализируют шедевры самостоятельно, не проникаются ими.
Об этом рассуждал литературовед Олег Лекманов*. Он сравнил преподавание в российской и советской школах.
Олег Лекманов*:
«В списке имён одни заменились другими (условно говоря, Фадеев — Солженицыным), но в „науку понимания“ и наслаждения текстом наша школьная филология так и не превратилась. После короткого перерыва на свободу в 1990-е годы школа вернулась к тотальной стандартизации и сосредоточилась на «мертвой литературе».
«В списке имён одни заменились другими (условно говоря, Фадеев — Солженицыным), но в „науку понимания“ и наслаждения текстом наша школьная филология так и не превратилась. После короткого перерыва на свободу в 1990-е годы школа вернулась к тотальной стандартизации и сосредоточилась на «мертвой литературе», - отметил он.
Устаревшая лексика
Детей «перекармливают» количеством литературы, заставляя анализировать тексты, часть слов из которых они не понимают. И это не говорит о недостатке запаса. В активном словаре среднестатистического школьника не должно быть таких лексем, как «сени» или «всуе». Они не используют их в современной речи. Зато знают много названий предметов и явлений, актуальных в современном мире, которые известны не каждому взрослому.
Школьная программа по литературе недоступна большой части школьников, потому что их жизнь кардинально отличается от описываемой в книгах. А учителя продолжают читать курс, опираясь на учебники и критику, что не даёт развиваться творческому потенциалу школьников. Они не понимают шедевры классической литературы, а учат то, как понимают их другие.
Напомним, ранее Om1.ru писал, можно ли называть большевиков террористами.
Подпишитесь на нас «ВКонтакте» и получайте новости первыми.
* — признан Минюстом РФ иностранным агентом