Анна, что такое поборы и чем они отличаются от благотворительности?
Анна Тажеева:
— Некоторые до сих пор путают эти понятия. Поборы — это равнозначные суммы, которые требуют с родителей школьников или воспитанников детских садов. Как правило, это наличные, и вы не знаете, на что их потратят. Никакой отчётности нет, часто всё идёт мимо кассы.
Благотворительность — это добровольный взнос в попечительский фонд образовательного учреждения. Сумма может быть любой. Но эти деньги школа или детский сад не могут тратить на статьи, которые финансирует государство. Если вы такой активный родитель и хотите помочь, вам должны предоставить договор. Средства поступают на специальный счёт. Об их расходовании администрация отчитывается. Я не рекомендую это делать, потому что сфера образования финансируется достаточно. Просто руководителям нужно чаще быть активными и вовремя делать заявки на финансирование.
Во всех образовательных учреждениях Новосибирска подобная ситуация?
— Не во всех. Есть и детские сады, и школы, и даже коррекционные учебные заведения. Для меня было шоком, когда в августе я увидела публикации по этой теме, и мне стали поступать жалобы от родителей. Думала, что тема изучена вдоль и поперёк. Но оказалось, что нет. Родители в шоке. У них нет понимания базового права на получение бесплатного образования детьми согласно статье 43 Конституции РФ и 273-го Федерального закона. Меня, если честно, такая картина удручает. Но я рада, что СМИ проявляют к этому интерес.
То есть ту же туалетную бумагу школы и детсады должны закупать сами?
— Да. Есть соответствующий СанПиН, в котором прописано, что должно быть в туалетной комнате: жидкое мыло, туалетная бумага, устройство для сушки рук. Кабинки должны закрываться лёгкими дверьми. Разговоры о том, что учащиеся отматывают километры бумаги или бросают рулоны в унитаз… Но это же всё идёт из семьи, надо вести работу с родителями, чтобы они приучали детей к порядку.
В каких регионах проблема стоит наиболее остро?
— В Новосибирской области. В Омске сейчас хорошо с этим работают. Те, кто не боится, борются. И свои знания и практику передают другим. Круг расширяется. Люди вдохновляются и вступают в ряды. Среди проблемных — республика Марий Эл и Краснодарский край. Не так давно в инфополе вышел Новоалтайск. В одном из детсадов родителям сказали самим делать ключи для доступа в учреждение. Сразу скажу: электронные ключи и карты должны выдавать бесплатно. Если вам говорят нет, это можно трактовать как отказ в получении образования. В детском саду двое детей не должны раздеваться в одной кабинке. У каждого должна быть своя. И родителям не обязательно скидываться на мебель. Это всё закупается за счёт бюджета.
Как родителям действовать, если решили бороться с произволом?
— Очень просто. Допустим, в родительском чате поступает сообщение о том, что надо сдать некую сумму на какие-то нужды. Деньги просит абсолютно посторонний человек. Вы его не знаете. Это попахивает шантажом и вымогательством. Как только это началось, не нужно вступать в полемику и кому-то что-то доказывать. Молча делаете скриншоты и пишете обращение на имя директора или заведующей в интернет-приёмной, прикладываете снимки экрана и ждёте официального ответа 30 календарных дней. Бывали случаи, когда через чаты на выпускной собирали по пять-восемь тысяч рублей и исчезали. В Челябинской области за это возбудили уголовное дело.
У борьбы с поборами есть и обратная сторона. Детей, как правило, начинают травить…
— Ребёнка нужно защищать и собирать доказательную базу — видеоролики, аудиозаписи. Это поможет показать, что педагог превышает полномочия или ребёнка травят сверстники. К примеру, в Нижнем Новгороде был случай, когда учительница на уроке унижала мальчика. Другой ученик снял это на видео. Педагога уволили. Я видела ролик, на котором мальчик сидит за партой и плачет, а вокруг него бегает девочка, бьёт его в ухо и кричит ему: «Сдохни, сдохни!».
Если учитель систематически придирается, занижает оценки, можно создать комиссию, договориться с администрацией и прийти на урок. Согласно статье 34-го закона об образовании, педагог должен сохранять комфортную обстановку в классе. Выстраивайте конструктивные диалоги.