Они высказали однозначную позицию о дальнейшей судьбе Виктора Пестерникова — пожизненное заключение без права на реабилитацию, но предложили разные подходы к решению вопроса о наказании за нездоровое влечение к детям. Свои варианты борьбы с этой проблемой озвучили также омская общественница Алеся Григорьева и кандидат юридических наук Алексей Алгазин.
«Зачем ставить эксперименты над своими детьми?»
По словам общественника и депутата горсовета Новосибирска Ростислава Антонова, наказывать педофилов пожизненным сроком нужно уже после первого посягательства на жизнь и здоровье ребёнка. Антонов считает, что такие люди, как Пестерников никогда не смогут исправиться.
«Он уже не здоров и опасен. Поэтому зачем нам ставить эксперименты над своими детьми? Вот он за десять лет «отбыл наказание» — получили результат», — сказал общественник.
Антонов добавил, что, помимо Пестерникова, понести наказание должны сотрудники правоохранительных органов, которые никак не контролировали уголовника.
Новосибирская общественница Анна Тажеева также отметила, что 10 лет, которые получил Пестерников за первое преступление, слишком мало. Необходимо пересмотреть уголовные сроки за педофилию и поставить на повестку дня вопрос о химической кастрации.
С тем, что педофилов нужно кастрировать, согласна и глава общественной ассоциации по защите интересов семьи «ДОМ-Детство» Алеся Григорьева.
«Я считаю, что срок тюремного наказания недостаточный. Люди не исправляются после этого, а снова совершают преступления. Рецидивистов очень много. Поэтому химическая кастрация, другого не дано», — заявила общественница.
Руководитель правового холдинга «ЗАКОН», кандидат юридических наук Алексей Алгазин полагает, что России надо учесть зарубежный опыт борьбы с педофилией. Во многих странах наказание за такие преступления жёстче. Закон должен быть предельно суров к преступникам, чьими жертвами стали дети.
Алексей Алгазин:
«В ряде стран была введена принудительная химическая кастрация педофилов. В конце 80-х годов её стали активно применять Соединённые Штаты — преступнику вводят специальный препарат, который влияет на выработку организмом тестостерона.
В Великобритании, например, химическая кастрация разрешена с 2008 года, её проводят только с согласия человека сразу после освобождения из тюрьмы. В Германии и Чехии предусмотрена хирургическая кастрация педофилов».
Знание или спокойствие?
|
---|
Есть и другие меры, которые предпринимают в разных странах, чтобы обезопасить людей. В США, по словам Алгазина, все, кто совершал сексуальные преступления, должны уведомлять полицию о переезде и смене работы. Эта информация вместе с фотографиями насильников доступна жителям.
«Начиная с 1996 года был принят «закон Меган», названный по имени 7-летней Меган Канка, изнасиловананной и убитой соседом Джесси Тиммендекасом. Он уже отсидел срок за изнасилование двух несовершеннолетних девочек и даже прошёл химическую процедуру кастрации. Тимминдекс смог восстановить здоровье после принятия препаратов с мужскими гормонами», — отметил Алгазин.
Однако, не все россияне хотели бы знать, что рядом живёт насильник. Не общество должно прятаться от преступников, а преступников нужно изолировать от общества, считает Алеся Григорьева.
Алеся Григорьева:
«Предположим, вы знаете, что в соседнем доме живёт педофил, вам от этого легче? Мы и так своих детей не выпускаем на улицы. Вы заметили, что дети не гуляют не только в городе, но и в деревнях. Потому что мы боимся, что их украдут на органы или изнасилуют. А если мы точно будем знать, что в нашем селе живёт педофил, это заставит нас огораживаться. Почему мы должны это делать, если можно изолировать этого человека?»
В свою очередь Анна Тажеева добавила, что родителям необходимо находиться в постоянном контакте со своими сыновьями и дочерьми, особенно если они ходят в детский сад или начальную школу.
«Объясняйте детям, что нельзя общаться даже со знакомыми из соседнего подъезда. Насильники бывают известны детям — дядя Ваня, Петя из соседнего двора и так далее. Учите их не принимать никаких подарков из рук посторонних людей. Если ребёнок пропал, то необходимо поднимать всех «на уши». Первые 24 часа — решающее время во время поиска ребёнка, так как есть шанс его спасти», — заключила общественница.
Смертная казнь — не выход
Новосибирский адвокат Вячеслав Денисов отметил, что, несмотря на возмущение общественности о слишком мягком наказании для педофилов и насильников в целом, сегодня в России достаточно суровое возмездие за подобные преступления, а идея о возвращении смертной казни ставит под вопрос членство России в Совете Европы. Европейская конвенция о правах человека запрещает смертную казнь.
Кроме того, смертная казнь исключает возможность исправить судебную ошибку, если выяснится, что на самом деле обвиняемый не виновен. Адвокат вспомнил ситуацию с Александром Кравченко, которого приговорили к расстрелу из-за жестокого убийства девятилетней Елены Закотновой в 1978 году. В 1983 его подвели к «червивой стене», а через несколько лет выяснилось, что ребёнка умертвил Андрей Чикатило.
Неоднозначность подобных преступлений можно показать на примере двух новосибирских сестёр, которые попали под следствие за дачу ложных показаний. В 2018 году, не желая больше убирать дом и ухаживать за скотиной, они обвинили приёмного отца в домогательствах. Ему грозило до 12 лет лишения свободы.
Возвращение смертной казни
Смертная казнь за педофилию предусмотрена законодательством Китая, Индонезии, Африки, Ирака и Ирана, Саудовской Аравии и ряда других стран. Руководитель общественной ассоциации по защите интересов семьи «ДОМ» Алеся Григорьева отметила, что Россия тоже может со временем прийти к этому. Репрессивная машина запущена.
«Если преступление совершено с особой жестокостью, то почему бы не казнить преступника. Конечно, это тоже жестоко. Бывают судебные ошибки. Только чтобы избежать случаев, когда человек незаслуженно обвинён в преступлении и казнён, я бы смертную казнь пока не вводила», — сказала Григорьева.
Омский боец ММА Александр Шлеменко, который не раз высказывал своё мнение о недостатках современного общества, считает, что смертную казнь в России вряд ли вернут. Вместе с тем он заявил, что наказание за педофилию всё равно надо ужесточать.
Александр Шлеменко:
«Нужно каждый случай разбирать отдельно, но я считаю, что за тяжкие преступления против детей должно быть самое жёсткое наказание. Так как смертную казнь отменили, то это пожизненное заключение. Особенно для рецидивистов».
«Если стоит моральный выбор: защищать преступника или нет, то вы не адвокат»
Пестерников, которого подозревают в изнасиловании и убийстве двух десятилетних школьниц в Кузбассе, может получить как 20 лет лишения свободы, так и пожизненный срок.
На вопрос о том, сложно ли защищать людей подобных Пестерникову, Вячеслав Денисов ответил, что не следует отождествлять адвокатов с подзащитными. В первую очередь адвокат отстаивает не конкретного преступника, а его права, гарантированные Конституцией. Иначе судебных ошибок не избежать.
«Если отрицать возможность профессионально защищать убийц, педофилов и прочих личностей, тогда можно отрицать Конституцию, поскольку она говорит, что все равны в правах и каждый имеет право на судебную защиту», — сказал специалист.
Вячеслав Денисов напомним об адвокате Альберте Плиеве, который оказался единственным не отказавшимся вести дело Нурпаши Кулаева, выжившего террориста после штурма школы в Беслане в сентябре 2004 года.
Когда все юристы Северной Осетии отказывались защищать Кулаева, опасаясь мести со стороны родственников погибших детей, Плиев пошёл на сделку с совестью.
Он считал, что если он не будет активно защищать Кулаева, то унизит себя как адвоката.
«Ему угрожали, обещали сжечь дом, вырезать семью. Тем не менее, будучи адвокатом, он защищал его. И я считаю, что этот человек совершил адвокатский подвиг», — заключил Вячеслав Денисов.