om1.ru
Рвут учебники, обзывают и бьют. Что такое буллинг и как родителям понять, что над ребёнком издеваются? Большое количество детей в нашей стране подвергаются насилию со стороны сверстников. Оно не всегда физическое и не всегда заметное. Кроме того, многие дети предпочитают не говорить о том, что их обижают. Om1.ru расскажет о том, что такое буллинг и как понять, что вашего ребёнка травят в школе.

Рвут учебники, обзывают и бьют. Что такое буллинг и как родителям понять, что над ребёнком издеваются?

26 сентября 2021, 10:50
Спецпроект

Рвут учебники, обзывают и бьют. Что такое буллинг и как родителям понять, что над ребёнком издеваются?
Фото: Om1.ru. Дети.
Большое количество детей в нашей стране подвергаются насилию со стороны сверстников. Оно не всегда физическое и не всегда заметное. Кроме того, многие дети предпочитают не говорить о том, что их обижают. Om1.ru расскажет о том, что такое буллинг и как понять, что вашего ребёнка травят в школе.

Более половины детей в России (52 %) сталкиваются с травлей и издевательствами в школах. Причины разные: социальный статус семьи, лишний вес, внешние особенности, даже болезни и цвет волос.

Подростки и дети помладше зачастую боятся проявлять слабость, поэтому узнать о том, что над ребёнком издеваются, иногда довольно сложно.

Начнём с того, что буллинг — очень распространённое явление во всём мире. Он встречается во многих сферах, но именно школьная травля приводит к тяжёлым последствиям, дальнейшим психологическим проблемам и даже к суициду.

Физическую травлю зачастую легче выявить, нежели психологическую, но случаев последней намного больше. Дети не рассказывают учителям и родителям о том, что происходит в классах, боясь получить выговор или обесценивание своих переживаний. Причём буллинг влияет не только на жертву, но и на тех, кто её травит, и даже на бездействующих свидетелей. Иногда жертва буллинга может мстить своим обидчикам, одноклассникам и учителям, которые ничего не предприняли.

Буллинг — это не обычный конфликт между детьми. Обычно простые ссоры приводят либо к словесным перепалкам, либо к драке, что является просто плохим поведением и всплеском эмоций. Драки — это тоже плохо, но травля заключается в другом.

Отличает обычный конфликт от буллинга то, что последнее — систематичное явление. Над жертвами издеваются, бьют, обзывают, домогаются, портят их вещи и делают изгоями. И это продолжается месяцами, иногда годами.

Агрессор в таких ситуациях сильнее физически и морально. Это могут быть лидеры в классе, спортсмены, которые издеваются над тихим отличником, или обеспеченные дети, которые травят сверстников из бедной семьи.

 
Буллинг — публичное и коллективное явление. Свидетели просто молчат или одобряют поведение агрессора, а тот, в свою очередь, таким образом самоутверждается. Жертва же понимает, что окружение ей не поможет, это усиливает давление и ребёнок закрывается, впоследствии чего перестаёт доверять всем вокруг, ожидая издёвки.

Своей историей с нами поделилась ученица одной из школ Омской области. Сейчас девушка уже выпустилась и обучается в университете, однако события тех дней всё еще помнит.

Анастасия рассказывает, что дело было в седьмом классе, тогда она имела лишний вес. Именно полнота девушки стала поводом для насмешек.

«Называли меня жирной, жирухой, толстухой. Пончик — это самое безобидное обзывательство. Я, конечно, давала отпор поначалу, но потом поняла, что это бесполезно, лучше просто не реагировать», — рассказывает Настя.

Ситуация обострилась, когда девушка поругалась со своими тогда ещё подругами. До ссоры они втроём были в классе своеобразными лидерами, но потом со стороны подруг начались насмешки, а поскольку их было двое, они смогли настроить весь класс против Насти.

«Я заходила в класс, и на меня со всех сторон сыпались оскорбления. Естественно, я тоже пыталась как-то сострить, уколоть больнее, но потом в какой-то момент я не выдержала — просто пришла домой и разрыдалась. Мама это увидела и говорит: «Я пойду разбираться. Так быть не должно». Мне, если честно, не хотелось, чтобы она шла разбираться, я думала, что сама как-то справлюсь, само всё уляжется. Но мама в итоге пришла, поговорила и это всё поутихло», — вспоминает девушка.

Настя также рассказывает, что, кроме одноклассников, гнобили её и старшие ребята — за компанию.

Учителя же, по словам девушки, никакой напряжённости в классе не замечали. Обычно все издевательства происходили на переменах, в отсутствие педагогов.

Мы решили узнать мнение преподавателя о ситуации с травлей в школах и методах борьбы с ней.

 
«Ребёнок, которого обижают, так или иначе есть в каждом классе. В последнее время в эту категорию стали чаще попадать дети, которые хорошо учатся. На фоне одноклассников они слишком выделяются, что и даёт повод для зацепок. Действия учителя при травле ученика всегда одни и те же — разговор. Мы разговариваем и с объектом травли, и с теми, кто обижает этого ребёнка, и со всем классом сразу. Привлекаем психологов. Если такие меры не помогают, вызываем родителей на личную беседу».

Кроме того, учитель считает, что весь класс обычно не принимает участия в травле одного ребёнка. Чаще всего это именно небольшая группировка, которая имеет влияние в детском коллективе. Педагог считает, что пресечь буллинг можно только одним способом — повлиять на лидера этой группировки. Методы влияния всегда разные, все дети индивидуальны, единой системы в этом плане нет.

Настроение в классе, среди друзей и сверстников сильно влияет на поведение и восприятие детей. Зачастую родителей не слишком интересуют дела их ребёнка в школе, помимо учёбы. А ведь школьники могут и хотят многое рассказать своим мамам и папам, но, получая в ответ постоянное игнорирование или ещё хуже, осуждение и нравоучения, закрываются от них, замыкаются в себе. И в дальнейшем на вопрос: «Как дела?» — просто отвечают: «Нормально».

Хотя, возможно, на самом деле нормального тут нет. Ребенка могут избивать, отнимать деньги и унижать не только сверстники, но и учителя.

Как понять, что у ваших детей появились проблемы, связанные с травлей?

Психологи выделяют несколько признаков, по которым можно определить жертву буллинга:

  1. Ребенок не хочет ходить в школу — притворяется больным, упрашивает остаться дома, прогуливает;
  2. Он перестает общаться с друзьями, становится асоциальным;
  3. Резкие перепады настроения также могут быть последствием травли;
  4. Жалобы на здоровье — головные боли, боли в животе, его общее самочувствие ухудшилось. Стресс влияет на общее состояние организма;
  5. Проблемы со сном. Трудно засыпать и просыпаться по утрам, страхи и переживания не дают ребёнку уснуть;
  6. Приходит домой голодный — возможно, у него отбирают деньги на еду.
  7. Ребёнок начинает избегать походы в туалет в школе, поскольку там его часто настигают обидчики;
  8. У ребёнка часто пропадают или ломаются вещи. Агрессоры часто портят личные вещи своей жертвы — рвут тетради и учебники, заливают сумку клеем, ломают принадлежности;
  9. Синяки и ссадины. Если они постоянные спутники ребёнка, стоит задуматься, что он не просто «упал с лестницы»;
  10. Снижается успеваемость. Из-за постоянной травли ребёнок не может сосредоточиться на учебе, прогуливает;
  11. Вымещает агрессию на близких. Если над ребенком в школе насмехаются и издеваются, нередко он начинает накапливать негатив и после выливать его на семью и друзей;
  12. Торопится домой. Ребёнок пытается как можно скорее оказаться дома, переживая, что обидчики ждут его за углом.
 
Всегда были те, кто любит издеваться над людьми. Родителям стоит обратить внимание на поведение своих детей — возможно, удастся заметить проблему. Часто дети ничего не рассказывают, потому что ощущают стыд и тревогу, думают, что они сами виноваты или что скоро это пройдёт. Важно показать, что жертва ни в чём не виновата, что можно и нужно делиться своими проблемами и переживаниями с близкими людьми.

Как помочь?

Постарайтесь не давить на ребёнка. Если вы систематически замечаете признаки издевательств, попробуйте начать разговор сами. Начните с простого вопроса о его делах, если он неохотно идёт на контакт, пообещайте, что вы не будете ругать его или злиться. Скажите, что вы обратили внимание на то, что он с неохотой идёт в школу и возвращается нервный, обратите внимание на его состояние, но не агрессивно и с претензией, а участливо. Покажите, что вы действительно интересуетесь жизнью вашего ребёнка и готовы ему помочь.

Не стоит пренебрегать разговорами с учителями и родителями одноклассников, особенно с родителями агрессоров. Разговор с детьми, которые издеваются над другими, тоже стоит провести, опять же не в агрессивной форме.

Не пренебрегайте психологической помощью. Школьный психолог или частный специалист поможет ребёнку перебороть травму и в дальнейшем ему будет проще справиться с подобными ситуациями.

Не учите ребёнка реагировать агрессией на агрессию!
 

Фото: pixabay.com, архив портала Om1.ru
Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Яндекс.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter