Главу Следственного комитета РФ пригласили во Францию рассказать о российской реформе как «человека, имеющего академическую карьеру, большое число научных публикаций и имеющего значительный практический опыт работы».
На вопрос одного из французских профессоров о том, что реформа пока не решила проблемы самостоятельности следствия, поскольку функции следствия остаются у МВД и ФСБ, Александр Бастрыкин признал существование проблемы, но подчеркнул, что все функции следствия должны быть переданы СК к 2017 году, а ФСБ сконцентрируется на выполнении своих основных задач.
Кроме того, Бастрыкин отметил важность совместной эффективной работы следователя и прокурора в пределах их полномочий, заметив, что возникающие разногласия разрешаются у вышестоящего руководителя в Следственном комитете.
В 2010 году функции следствия и обвинения были разделены федеральным законом — в новый СК перешли 29 тысяч бывших следователей прокуратуры и получили статус госслужащих, а у прокуратуры осталось право инициировать расследование и представлять обвинение в суде.
Отметим, что недавно группа экспертов подготовила для Алексея Кудрина, основателя Комитета гражданских инициатив, проект реформы правоохранительных органов.
Предлагаемая реформа должна затронуть не только МВД, но и Следственный комитет, и ФСКН и в итоге привести к ликвидации МВД и ФСКН как отдельных ведомств. Проблемы, порожденные сверхцентрализацией управления, предлагают решить путем разделения полиции на три уровня: федеральную полицию (расследование тяжких и особо тяжких преступлений, борьба с межрегиональной и оргпреступностью), региональную (преследование по нетяжким деяниям, охрана зданий органов власти региона и регулирование дорожного движения) и муниципальную (регистрация правонарушений, охрана общественного порядка, профилактика).