Изначально омич Ильяс Аллагулов получил степень бакалавра в Российском исламском институте Казани. После получения высшего образования он работал и учился в Болгарской исламской академии Татарстана. Сейчас он вернулся в Сибирь и работает в Первой городской Соборной мечети Омска, участвует в различных научных и образовательных конференциях и проводит проповеди.
Ильяс дал большое интервью порталу Om1.ru и рассказал о современном положении традиционного ислама в России, особенностях и условностях жизни мусульман и истинном значении религии для них.
Что такое исламское образование?
— В Болгарской исламской академии образование даётся очень качественно и позволяет понять религию на богословском уровне. Там готовят людей, которым хватит компетенции проповедовать правильные исламские ценности.
Обычно в каждом городе при каждой мечети есть воскресная школа, в которой прихожанам преподаются основы ислама. В городах таких мест достаточно, чтобы все интересующиеся могли прийти и узнать о религии. Но на самом деле в большинстве мечетей не хватает кадров, которые бы обладали хорошим образованием и могли бы донести до граждан те или иные положения религии.
Именно богословского образования, которое удовлетворяет запросам населения и позволяет качественно рассказывать о религии другим людям, в какой-то период не хватало. У людей была необходимость и желание больше и подробнее узнать о религии, из-за чего они искали возможность получения богословского образования за рубежом.
Постепенно и у нас появлялись университеты и институты, как, например, Московский исламский институт, Российский исламский институт и Казанский исламский университет в Казани, а также исламские образовательные учреждения на Кавказе. Постепенно такие учреждения появлялись и там было две ступени образования: бакалавриат и магистратура по исламской теологии. В 2017 году построили академию, которая призвана удовлетворять запросы мусульман на получение высшего богословского образования. Сегодня идёт стремительное развитие исламского образования.
|
---|
Просто ли жить в современном мире, соблюдая все законы шариата?
— Жить просто. Многие этнические мусульмане воспринимают ислам как что-то тяжёлое и сложное. Так произошло, потому что в какой-то момент наши дедушки и бабушки не смогли нам передать все те религиозные постулаты и духовность. Поэтому эта цепочка преемственности поколений была немного утрачена и многие традиционные мусульманские народы отдалились от исламских обязанностей и понимания своей религии.
Для них религия становится чем-то сложным и тяжёлым. Тем более, если у имамов нет хорошего богословского образования, они не могут качественно и понятно доносить те или иные религиозные постулаты.
На самом деле ислам облегчает многие моменты жизни человека. Религия даёт возможность сосредоточиться на каких-то важных вещах, которые мы выполняем в своей жизни и тем самым реализовывать себя в полной мере, сторонясь, например, таких пагубных вещей, как алкоголь или сигареты, того, что портит здоровье и сбивает с жизненных ориентиров, целей.
Также у нас есть молитвы. Мусульманам нужно в течение дня совершать пять молитв. В потоке повседневных дел, когда мы живём в условиях многозадачности, в среде большого потока информации, у мусульман есть пять минут, во время которых мы можем успокоиться, остановиться, проанализировать то, что с нами происходит. А потом двигаться дальше. Таким образом, ислам обогащает человека, помогает реализовать себя в полной мере и достичь значимых успехов в своей жизни. Для сегодняшних мусульман это нужно доносить в правильной форме, чтобы они смогли увидеть и ощутить красоту и изящность этой религии.
Ислам не такой страшный, как его представляют те, кто сталкивался с представителями чуждых для нас взглядов из других стран. Наша цель как раз доносить это до людей.
|
---|
Как в современном мире чувствуют себя женщины-мусульманки? Приемлемо для них сейчас использовать традиционные элементы одежды и принимать идею многожёнства?
— Одно из требований, которое есть в исламе по отношению к женщине — это прикрытие тела, волос, необлегающая одежда. Для многих женщин это требование представляет сложность, и это на самом деле обоснованно.
Здесь необходимо понимание, что во многом отношение к женщине зависит от мужчин. Важно, чтобы они в женщинах ценили больше культуру, образование, нравственность и духовность, а не наготу тела. Если мужчины будут ценить не внешнюю красоту, а внутренний мир, то и разводов станет меньше. Потому что мужчины будут ответственно подходить к женитьбе. Я согласен, что девушки испытывают сейчас сложности в плане требований о прикрытии своего тела. Но в этом и проявляется компетентность религиозных деятелей — в умении правильно доносить эти ценности до населения.
По поводу многожёнства — это распространённое заблуждение. На самом деле в Коране поощряется именно моногамный брак. На человека возлагается весомая ответственность, если он вознамерился взять себе вторую супругу. Плюс, с точки зрения религии это решение должно быть чем-то обосновано.
Если брать статистику, то в мусульманских странах, тех, кто состоит в браке с несколькими девушками, в общей сложности около двух процентов. Также религией пресекается несправедливое отношение к своим жёнам.
В соцсетях активно обсуждают, что мусульманам в общественных местах нужно оборудовать специальные места для молитв. Так ли это необходимо?
— Как я говорил, у мусульман есть потребность в проведении молитв в течение дня. Большинство из нас пытается так планировать свой день, чтобы успевать проводить молитвы. Мусульмане, понятное дело, тоже люди, и поэтому во время наступления очередной молитвы они могут находиться в том или ином месте, торговом центре или в заведении. И, наверное, введение такого места было бы цивильным решением данного вопроса.
Но в большинстве случаев это будет сложно реализовать, так как это потребует определённых затрат на аренду, возможно, для окупаемости придётся в подобных комнатах размещать рекламу.
Мусульмане могут рассчитывать время, чтобы заранее подобрать момент, когда они, например, будут дома и смогут помолиться. То есть существует определённый дедлайн для этих целей.
Без специальных мест, конечно, можно молиться, но для кого-то это будет считаться некрасивым. Человек пытается найти укромное место для молитвы, но тем не менее это всегда привлекает внимание.
|
---|
Что такое «правильный ислам»?
— Термин «правильный ислам» не совсем корректно использовать. Есть понятие «традиционный ислам», которое как раз используется для обозначения именно того ислама, который соответствует по большей части культуре народов России. В разных областях, городах и странах существуют свои специалисты и отечественные богословы. Они выводят свои религиозные положения исходя из тех реалий, в которых живут. Эти реалии, несомненно, отличаются от одной страны к другой.
Поэтому у нас есть своя богословская отечественная школа, очень богатая и очень развитая, которая нуждается в том, чтобы её развивали ещё сильнее. В конце XX века многие люди уезжали получать образование за границу. Из-за этого они привозили чуждые для российских мусульман взгляды. Поэтому в религиозных воззрениях проявлялись разного рода деструктивные течения.
Академия в Татарстане была построена как раз таки для того, чтобы у мусульман России не было необходимости получать образование за рубежом. Она создана для того, чтобы стать конкурирующим на мировой арене образовательным центром и быть наравне в богословских вопросах с ведущими исламскими образовательными учреждениями всего мира.
Что за деструктивные течения привозили из других стран и что такое «неправильный ислам»?
— У нас большая часть мусульман придерживается такого определённого направления внутри исламской богословской школы, как ханафитский мазхаб. Например, есть народы, которые в основном проживают на Кавказе, они придерживаются шафиитского направления. А вот те, кто учился за границей, привозили с собой взгляды, например, салафитского или вахабитского направления. Их представители становятся не адаптированы для проживания в нашем обществе по религиозным воззрениям, так как не принимают какие-то нормы, установленные в России.
Вообще, любые направления ислама учат общепризнанным нормам морали и этики. Учат обязанностям человека перед Всевышним и обществом. Направления в основном различаются только в мелочах — в молитве или каких-либо действиях. Но по большей части они учат одному и тому же. Задача мусульманина — быть максимально полезным своему обществу и выполнять все обязательства, которые на нас лежат.