Ограничительные меры, принятые в начале пандемии, накладывают отпечаток на работу всех медицинских организаций и в 2022 году. При этом особый порядок оказания плановой медицинской помощи не должен отразиться на здоровье пациентов, подчеркивают эксперты в области страхования.
«Этот порядок направлен на снижение случаев заражения коронавирусом. Он предусматривает обязательное тестирование пациентов на коронавирус перед госпитализацией, размещение их в отдельных боксах до получения результатов анализов, регламентирует схемы маршрутизации пациентов с ОРВИ и внебольничной пневмонией, а также определяет оказание первичной медпомощи пациентам с подозрениями на коронавирус на дому», — уточняет член Совета по медицинскому страхованию Всероссийского союза страховщиков Надежда Гришина.
Бесплатную помощь следует оказывать без нарушения прав граждан. Что именно необходимо знать пациенту при обращении в медицинскую организацию, разъясняет Надежда Гришина.
Госпитализация
Плановая помощь, оказываемая в стационарах, должна реализовываться в полном объеме и безотлагательно, если того требует состояние пациента. Эксперты ОМС рекомендуют руководству медицинских организаций переносить сроки оказания плановой медпомощи только в случаях, когда это не угрожает состоянию пациента.
«Перенос плановых видов медпомощи возможен только в тех случаях, когда это позволяет состояние пациента. Если требуются медицинские манипуляции, без которых возникнет угроза жизни и здоровью больного, то они должны быть выполнены в полном объеме и безотлагательно», – объясняет Надежда Гришина.
При этом, как отмечают специалисты страховых компаний, медпомощь пациентам с онкозаболеваниями, болезнями сердечно-сосудистой и эндокринной системы, а также тем, кто находится на заместительной почечной терапии (диализ), оказывается в полном объеме. По-прежнему запрещены посещения пациентов, находящихся на лечении в стационарных условиях из-за ограничительных мер.
«Если все эти условия соблюдены, а пациенту пытаются отказать в необходимой медицинской помощи, необходимо незамедлительно обращаться в страховую медицинскую организацию», – уточняет советник генерального директора страховой медицинской организации «Капитал-МС» Михаил Пушков.
Амбулаторная медицинская помощь
Проведение профилактических медицинских осмотров, а также диспансеризация населения приостановлены из-за введения на территории страны ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением коронавирусной инфекции и до дня их отмены. Исключение составляет углубленная диспансеризация пациентов, перенесших COVID-19.
Министерство здравоохранения РФ по-прежнему рекомендует оказывать первичную медицинскую помощь на дому гражданам с симптомами ОРВИ.
«Это значит, что у заболевших должна быть возможность удаленно вызвать врача, дистанционно получать консультации по дальнейшему лечению и бесплатные лекарства, которые пациентам с подтвержденным COVID-19 врачи должны доставить на дом», — уточняет Михаил Пушков.
Во всех медицинских учреждениях прием пациентов с признаками ОРВИ проходит в особом режиме: предусмотрены отдельные входы, фильтр-боксы. Прием детей с признаками острой респираторно-вирусной инфекцией проводится в приемно-смотровых боксах.
Скорая медицинская помощь
На станциях скорой медицинской помощи определены профильные бригады, которые выезжают к пациентам с признаками ОРВИ и новой коронавирусной инфекции. В крупных медицинских учреждениях организованы специальные отделения с изолированными входами для госпитализации пациентов с коронавирусом.
«Предусмотрена обязательная госпитализация всех пациентов с COVID-19 при высокой температуре и сатурации менее 93 %, а граждан старше 65 лет, страдающих хроническими заболеваниями и беременных женщин — даже с легкой формой протекания инфекции», — рассказывает заместитель генерального директора «Капитал-МС» Елена Третьякова.
Минздравом разработана и утверждена маршрутизация пациентов с признаками ОРВИ и внебольничной пневмонии. Все это поможет исключить госпитализацию таких пациентов в терапевтические, пульмонологические отделения и отделения анестезиологии и реанимации других медицинских организациий.
Как отмечают специалисты Всероссийского союза страховщиков, число жалоб граждан на качество медицинских услуг, оказываемых по программе ОМС, значительно увеличилось.
В октябре 2021 года число жалоб по территориальным программам ОМС с учётом обращений по лечению коронавирусной инфекции COVID-19 составило 140 200, без учета COVID-19 — 113 900.
«Страховые медицинские организации разбираются с каждым случаем нарушения прав пациентов в медорганизациях. 98 % обращений в кол-центры заканчиваются быстрым решением проблемы», — поясняет советник генерального директора страховой медицинской организации «Капитал-МС» Михаил Пушков.
В случае нарушения прав при оказании медицинской помощи пациент может обратиться за консультацией в СМО, задать интересующий вопрос, в том числе о госпитализации, записи на прием к врачу и др.
Как получить помощь
- Определите, в какой страховой компании вы застрахованы. Название вашей компании написано на полисе ОМС.
- Позвоните в свою компанию и выясните номер кол-центра, если он не указан.
- После этого наберите специалиста контакт-центра и расскажите о своей проблеме. Можете отправить сообщение на сайте через форму обратной связи.
- После вашего обращения страховой представитель свяжется с медицинской организацией или с соответствующим органом управления здравоохранением для решения вашей проблемы.