om1.ru
Хранители наследия предков. Как братья Кузьмины из Омской области пытаются спасти старинные ремёсла Не все старинные ремёсла дотянули до века интернета. Те, что удалось сохранить, держатся за счет единичных энтузиастов, таких как братья Кузьмины. Сергей из Колосовки и Егор из Большеречья работают с берестой, собирают иван-чай, мастерят традиционные деревянные игрушки и мечтают передать свой опыт будущим поколениям. Только вот в век технической революции это непросто. О чем печалятся самобытные умельцы? Как сохранить наследие предков, которое радует глаз и душу? И почему наши дети могут стать последними из тех, кто вживую видит мастеров старинных ремёсел? Подробности – в нашем материале.

Хранители наследия предков. Как братья Кузьмины из Омской области пытаются спасти старинные ремёсла

Не все старинные ремёсла дотянули до века интернета. Те, что удалось сохранить, держатся за счет единичных энтузиастов, таких как братья Кузьмины. Сергей из Колосовки и Егор из Большеречья работают с берестой, собирают иван-чай, мастерят традиционные деревянные игрушки и мечтают передать свой опыт будущим поколениям. Только вот в век технической революции это непросто. О чем печалятся самобытные умельцы? Как сохранить наследие предков, которое радует глаз и душу? И почему наши дети могут стать последними из тех, кто вживую видит мастеров старинных ремёсел? Подробности – в нашем материале.

Хранители наследия предков. Как братья Кузьмины из Омской области пытаются спасти старинные ремёсла
Фото: Om1.ru Хранители наследия предков. Как братья Кузьмины из Омской области пытаются спасти старинные ремёсла

Поцелованные богом

Большеречье. Музей — заповедник «Старина Сибирская». В бревенчатой мастерской, изнутри обмазанной глиной, тепло, уютно и пахнет деревом. В печке трещат дрова, на столе лежит березовый брусок. Егор Кузьмин берет его и внимательно рассматривает. Долго держит в руках, как будто пытается что-то разглядеть. Уже к вечеру в опытных руках мастера этот кусок дерева превратится в куклу — оберег.

«Когда мне было пять лет, мама меня привезла к деду в деревню Плахино, что в Колосовском районе. Дед был известным местным деревянщиком. Делал прялки. Он повел меня в мастерскую и на токарном станке сделал волчок, меня это так впечатлило. Это и была моя профориентация. С тех пор жизнь прочно связана с народным творчеством», — говорит Егор Кузьмин.

Егор Кузьмин уже в пять лет решил, что народные ремёсла  его призвание. Мастер в четвертом поколении посвятил жизнь любимому делу.

Центр Колосовки. В небольшом неприметном здании на втором этаже о 21 веке напоминает только электрическая лампочка и розетки. Кругом — короба и туеса, шкатулки, корзинки, пастушьи рожки. Всё из бересты. Она лежит повсюду листами и рулонами. В центре комнаты, ловко орудуя незатейливыми инструментами, трудится Сергей Кузьмин. В тишине. Он сосредоточен. Когда мастер творит, время будто бы останвливается.

«Я — человек усидчивый, могу с утра сесть и забыться, а к вечеру опомниться. Если я взялся работать, я забываю все. От всего отключаюсь. Ничего не вижу, никого не слышу. Полностью погружен в процесс.»

Студия резьбы по берсте «Коробейники» находится в самом сердце Колосовки. Основали её братья Кузьмины 13 лет назад.

Про таких говорят «поцелованные богом». Братья Кузьмины — ремесленники в четвертом поколении. Прадед, дед, отец — все умели работать с деревом. Сергей и Егор пошли дальше. В 2008 году в Колосовке основали студию резьбы по бересте «Коробейники». Теперь она носит статус «народной». А слава о мастерах разлетелась далеко за пределы региона.

Береста и иван-чай

Егор Кузьмин семь лет назад переехал из Колосовки в Большеречье. Пригласили работать в музей-заповедник «Старина Сибирская». Старший брат Сергей остался в родном селе и продолжает дело.

«По образованию я столяр. Всю жизнь работал с деревом. Делал и сани, и телеги, и прялки. А последние 13 лет занимаюсь берестой. Мне 63 года, переезжать поздно, да и не хочу. Привык к родным местам, друзья здесь, рыбалка. И любимое дело», — признается Сергей.

Всё, что делает Сергей, создается без современного оборудования, исключительно ручным инструментом. Некоторые приспособления сохранились еще со времен прадеда. Технические новинки в работе мастер не приемлет, иначе, говорит, индивидуальность изделий потеряется. Германия, Норвегия, Чехия и, конечно, города России. Берестяная красота колосовского умельца давно разлетелась по миру.

«Ездил в Окунево на праздник, там продал обложку для паспорта с надписью «Гражданин всея Руси» жителю Санкт-Петербурга. Другую такую у меня в Колосовке купили. Потом рассказывают мне историю: заходит один из владельцев обложки в банк в Питере, подает паспорт, ему сотрудник улыбается, показывает такой же. Удивительно. Вот так колосовские обложки из бересты встретились в Санкт-Петербурге».

Германия, Норвегия, Чехия и, конечно, города России. Берестяная красота колосовского мастера Сергея Кузьмина разлетелась по всему миру.

Прочная, теплая и многогранная. Береста как материал, уверен Сергей Кузьмин, лучше всего отражает душу русского человека. Полет фантазии в работе неограничен, создать из бересты можно что угодно.

«Можно сделать сумку или корзинку, кружку или туесок для меда или ягод. Не зря раньше мастера посуду из бересты делали, в ней ничего не киснет, не преет и не гниет».

Об удивительных свойствах любимого материала Сергей Кузьмин может рассказывать часами. Не все знают, что береста содержит деготь, который страшно не любят насекомые. Если хранить крупы и муку в березовых туесах, там никогда не заведутся жуки и червяки. А еще это удивительный природный антисептик.

«Делают стельки из бересты. Они лечебные. У кого грибок, ноги потеют, тем советую. И знаете, если стельку из бересты вставить в обувь  день проходишь, ноги не устанут. Раньше в суворовской армии носили стельки из бересты. Поэтому у солдат не было грибковых заболеваний».

Заготавливают бересту в Сибири , как правило, в конце мая – начале июня. Предки считали, делать это нужно после первого грома, когда березовые листья распускаются и зеленеют. После этого у дерева начинается «линька» и береста легко отделяется от ствола.

«Зимой бересту никто не заготавливает. Она прикипает к дереву, а летом как бы отсыхает. Но не вся береза годится. У нас в районе мало хорошей бересты, потому что болотистая местность и растут в основном березы повислые или бородавчатые. А вот в Томске другой вид — береза пушистая. Из нее отличные изделия получаются».

Заготавливают бересту в Сибири, как правило, в конце мая – начале июня. В этот период у дерева начинается «линька» и береста легко отделяется от ствола.

Ещё одна страсть Сергея Кузьмина — сбор иван-чая. Заготовкой исконно русского напитка житель Колосовского района занимается много лет. Июль — пора, когда собирают кипрей. Считается, что именно в этот период листья набирают максимальную концентрацию полезных веществ.

«Заготавливаю утром, как только роса сходит. Чтобы листья не были влажными, потом раскладывают на простынь, чтобы подвялились. Как только станут мягкими, можно ферментировать, проще говоря, квасить. Нюансов много».

Сбыт налажен благодаря постоянным покупателям. У Сергея Кузьмина иван-чай берут не только жители Колосовского района. Отправляет даже в другие регионы. Пару столетий назад кипрей, национальный продукт, экспортировали за границу. В ХХ веке про него забыли и даже боролись как с сорняком. Но сейчас, говорит Сергей, интерес к растению снова возвращается. И это отлично. Одного витамина С в нем больше чем в апельсинах в три раза. Хочешь быть бодрым и здоровым — пей иван-чай, советует Кузьмин.

«Вот сейчас весной я бы посоветовал пить иван-чай всем, у кого не хватает энергии и сил. Кофеина он не содержит, привыкания не вызывает, а полезных микроэлементов  масса, две трети таблицы Менделеева. Противопоказаний нет».

Иван-чай — исконно руский напиток. Был незаслуженно забыт в ХХ веке, но сейчас его популярность в России снова растет.

Влюбленный в творчество

Житель Колосовки Сергей Кузьмин — сам признанный мастер, но младшим братом страшно гордится. Про себя говорит: «Я — ремесленник, а вот Егор — художник. За что бы ни взялся, всё выходит изумительно».

Егор Кузьмин тоже умело работает с берестой, но после переезда в Большеречье увлекся историей традиционной игрушки. Больше всех его покорили похожие на столбики куклы — «панки».

Новое увлечение мастера из Большеречья Егора Кузьмина — похожие на столбики куклы-панки.

Популярны такие куклы были среди рыбаков и охотников Белого моря — поморов. Мастер рассказал, что «панка» — образ маленького, домашнего идола. В старину верили, эти куклы — духи предков. К концу 19 века о традиции забыли и «панки» стали просто игрушками для детей.

«Чаще всего кукол создавали в женском образе. Раньше они были безликие, делали их при помощи ножа, топора. Как правило, делал такую куклу папа для дочки, она всю жизнь её сопровождала. Сначала девочка ее просто грызла. После наряжала, ленточки привязывала. А будучи взрослой девушкой, хранила под подушкой как оберег», — говорит Егор Кузьмин.

«Панка» — образ маленького, домашнего идола. В старину верили, эти куклы — духи предков.

Чтобы узнать секрет традиционных деревянных игрушек, Егор Кузьмин вышел на связь с признанным мэтром в этом деле, народным мастером России Алексеем Безобразовым из Вологодской области. Благодаря ему понял, внешняя простата игрушки — это отнюдь не недостаток, а достоинство и простор для фантазии.

«Народное творчество раньше не понимал. Куклы, коняшки мне раньше казались такими смешными. Нелепыми. Они такими и выглядят, изготовить их вроде бы нетрудно, но самое сложное — сделать кукол характерными, здесь нужно частичку души вложить».

Егор Кузьмин говорит, чтобы изучить историю традиционных народных игрушек — жизни не хватит. И теперь, когда в музей-заповедник приходят туристы и заглядывают в его мастерскую, он не только показывает кукол и коников, но и вдохновлённо рассказывает о том, какой смысл они несут.

«Конь — символ солнца, знак благополучия. В семейном хозяйстве, где конь был, бедно не жили. На коне можно было все хозяйственные вопросы решать. И мальчишек именно через игрушку воспитывали. Сначала малышу дарили игрушку — коника как грызунок. Когда мальчик подрастал, делали коня-качалку, спать укладывали, ставили его рядом, он монотонно качался, убаюкивал. А потом дарили коня-каталку на колесиках», — рссказывает мастер.

Конь — один из самых древних смволов и оберегов славян. Образ коня связан с солнцем. Приносит в дом удачу, достаток, свет и тепло.

Все игрушки мастер изготавливает исключительно вручную. Отмечает, важно передать им тепло человеческих рук и души. Инструменты использует простейшие — стамески и нож- косяк. Береза — в работе основной материал. Если требуется кусок дерева необычной формы, едет в лес или к реке.

«Весной Иртыш выбрасывает много деревьев, коряг. Пока рыбаки их не сожгли, я быстренько вдоль Иртыша еду и собираю их. Потом из них творю».

Егор Кузьмин — признанный мастер, но на достигнутом не останавливается. Сейчас учится изготовлению утилитарной посуды, той, что можно использовать в быту. Ложки, ковши — новый этап в творчестве самобытного умельца, и вряд ли последний, шутят те, кто хорошо его знают.

«Я не циклюсь на одном ремесле. Для меня важен процесс изучения. Жизнь такая короткая, хочется больше узнать, большему научиться. Я занимался мебелью, берестой, а сейчас делаю традиционные игрушки и посуду, может, дальше еще чем-то вдохновлюсь. Этим и прекрасна жизнь, что есть возможность осваивать новое и радоваться результатам», — делится планами мастер из Большеречья.

Большеречинский мастер Егор Кузьмин сейчас учится изготовлению утилитарной посуды, той, что можно использовать в быту.

О будущем с надеждой

О грустном говорить не хочется, делятся мастера, но проблем хватает. Прошлый пандемийный год внес корректировки в работу самобытных умельцев. Из-за вируса отменились выставки и фестивали. Как правило, именно они приносят мастерам доход.

«Я в прошлом году практически никуда не ездил. Но если ограничения отменят, обязательно поеду везде, куда пригласят. В Большеречье в июне будет фестиваль сибирской культуры, собираюсь. Приходите знакомиться», — приглашает Сергей Кузьмин.

 
Выживать народным ремёслам стало сложнее. Штучная продукция с массовым производством конкурировать не может. Цену высокую на товары не поставишь, иначе совсем никто не будет покупать, сетуют мастера. Вот и получается, что все время нужно как-то балансировать между творчеством и коммерцией.

Еще одна проблема — отсутствие учеников. Братья Кузьмины рады бы делиться опытом и знаниями, только, говорят, большинство современных детей куда больше привлекает не традиционные ремесла, а интернет.

«Молодежь губит интернет, телефоны. Интерес у детей пропал ко всему. Работа с берестой сложная, кропотливая. Заходят дети в мастерскую, но все это им неинтересно. А если загорятся, только небольшая трудность, и всё, пасуют», — говорит колосовский мастер Сергей Кузьмин

«Приходят детки, единицы, я обучаю. Тем ценнее их победы. Вот моя ученица закончила омский худграф, а теперь живет в Москве. Там окончила Строгановку по части реставрации. Я ею горжусь. Сейчас мальчишка ходит, 12 лет, горят у него глаза. Отец приходит, рассказывает, как он старается. Моя надежда. Надеюсь, не бросит», — рассказывает Егор Кузьмин.

Братья Кузьмины рады бы делиться опытом и знаниями, только, говорят, большинство современных детей куда больше привлекает не традиционные ремесла, а интернет.

Будто бы с надеждой смотрят «куклы-панки», словно в ожидании застыли коники. Скоро они могут стать экспонатами музеев, игрушками, которые больше никто не изготавливает. Тех, кто представляет традиционные ремесла, осталось немного. Пора Красную книгу создавать, горько шутят мастера. Но Сергею из Колосовки и Егору из Большеречья почему-то хочется надеяться и верить, что их немногочисленные ученики или ребята, которые когда-нибудь увидят работы самобытных умельцев, также беззаветно влюбятся в народное творчество. И дело братьев Кузьминых все-таки будет продолжено.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter