om1.ru
Открытая ладонь против сжатого кулака. Обсуждаем «Тотальный диктант» Портал Om1.ru продолжает серию публикаций проекта «Алфавит ассоциаций». До 24 мая мы будем публиковать размышления филолога Натальи Федяевой о русском языке, навеянные буквами современного русского алфавита.

Открытая ладонь против сжатого кулака. Обсуждаем «Тотальный диктант»

Портал Om1.ru продолжает серию публикаций проекта «Алфавит ассоциаций». До 24 мая мы будем публиковать размышления филолога Натальи Федяевой о русском языке, навеянные буквами современного русского алфавита.
12 апреля 2022, 08:30
Блоги

Открытая ладонь против сжатого кулака. Обсуждаем «Тотальный диктант»
Фото: Om1.ru.
н
 
В разделе «Блоги» мы публикуем тексты независимых авторов — известных и не очень, но обязательно имеющих свой взгляд на ту или иную ситуацию в городе, стране, мире.
Об авторе:
Наталья Дмитриевна Федяева,
доктор филологических наук, заведующая кафедрой русского языка и лингводидактики Омского государственного педагогического университета,
автор проекта «Филологические беседы с котом Тимофеем»

«Н»

Апрель для филологов проходит под знаком «Тотального диктанта». Наблюдая за происходящим вокруг диктанта, как говорится, не могу молчать. Поэтому пусть «Н» будет Новосибирском — родиной проекта. Это развяжет мне руки.

Сказать честно, я с детских лет не люблю диктанты. Не обольщаюсь по поводу собственной грамотности, не люблю щекотать себе нервы и выходить из зоны комфорта. До сих пор помню заставившее меня в каком-то классе сильно переживать слово «неезженый» — вся исстрадалась думая, сколько в нём Н. (О, вот опять Н!)

Как довольно много работающий человек я, страшно сказать, не люблю и «Тотальный диктант». Надо организовать площадку в нашем университете, а это, хоть у нас просто потрясающие студенты-волонтёры, всегда много суеты и волнений.

Но это всё лирика и мое частное брюзжание. Я вижу из года в год, как приходят писать диктант самые разные люди, радуются, улыбаются, стараются. Гуляют по коридорам нашего факультета, приводят детей, мужей, жён, учеников. Тексты диктанта ругают, конечно: простоватый, слишком сложный, много авторских знаков, депрессивный и т. д. — всё это совершенно естественно. На то он и текст диктанта, чтобы порождать беспокойство и неудовольствие.

Но вот кое-чего я никогда в аудиториях диктанта не слышала.

Во-первых, обсуждений личностей авторов: их пола, национальности, религиозной принадлежности, политических взглядов, изгибов судьбы и прочего. Не слышала и, признаться, никогда не удивлялась, что не слышала: ведь это признак цивилизации, мы ведь в XXI веке, мы же вообще-то в курсе, что люди разные, и вроде бы предыдущими веками научены не клеймить тех, с кем не согласны.

Во-вторых, не слышала упрёков по поводу «тотальный» и «диктатор». Это языковая игра, и её понимают — не надо считать носителей языка лишёнными чувства этого самого языка. Вообще, такая игра даже полезна. Демонизация слов — непродуктивный путь. Как известно, «страх перед именем только усиливает страх перед тем, кто его носит». Проблема не в слове «диктатор», а в диктаторском поведении, а языковая игра как раз развеивает этот морок.

В аудиториях диктанта — от людей, которые пришли его писать и ради которых он затевался и затевается, — не слышала, а вот читать размышления, включающие эти сюжетные повороты, увы, приходилось. Нельзя не вспомнить Остапа Бендера: «Грустно, девицы!».

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter