om1.ru
Корова через ять на улицах Ворониша, или Опять пора бороться с безграмотностью Портал Om1.ru продолжает серию публикаций проекта «Алфавит ассоциаций». В рамках проекта до 24 мая мы будем публиковать размышления филолога Натальи Федяевой о русском языке, навеянные буквами современного русского алфавита.

Корова через ять на улицах Ворониша, или Опять пора бороться с безграмотностью

Портал Om1.ru продолжает серию публикаций проекта «Алфавит ассоциаций». В рамках проекта до 24 мая мы будем публиковать размышления филолога Натальи Федяевой о русском языке, навеянные буквами современного русского алфавита.
7 мая 2022, 08:10
Блоги

Корова через ять на улицах Ворониша, или Опять пора бороться с безграмотностью
Фото: pixabay
 
В разделе «Блоги» мы публикуем тексты независимых авторов — известных и не очень, но обязательно имеющих свой взгляд на ту или иную ситуацию в городе, стране, мире.
Об авторе:
Наталья Дмитриевна Федяева,
доктор филологических наук, заведующая кафедрой русского языка и лингводидактики Омского государственного педагогического университета,
автор проекта «Филологические беседы с котом Тимофеем»

«П»

У диетологов есть ПП — правильное питание, у нас тоже путь будет ПП — ПравоПисание. Поговорим о том, как обстоят дела с письменной речью.

Изобретение письменности по праву считается одной из коммуникативных революций. Человек смог перестать надеяться только на свою личную память (она, как известно, подводит, да и сам человек, как опять же известно, случайно смертен): благодаря записям, информация надежно сохранялась, передавалась, дополнялась и т. п. Конечно, писать (и читать) умел далеко не каждый, но всё же наличие письменной фиксации знания стало грандиозным прорывом в деле хранения и передачи опыта.

К хорошему быстро привыкаешь, и вот уже сам факт письма перестал восхищать — особую ценность прибрело качество. Очень облегчало жизнь современникам и потомкам, если умевшие писать делали это хотя бы примерно одинаково, тогда читателям не приходилось тратить усилия на попытки понять, что же написано. Так постепенно начали вырабатываться нормы правописания.

Человеку свойственно ностальгически вздыхать о золотом веке. Орфографический золотой век определить будет сложновато. Так, Александр Петрович Сумароков, живший при Екатерине II, сокрушался, что «невежество все превзошло меры» и люди пишут «как ни попало». Такой разброд тяготил самих пишущих, которые стремились вводить правила, причем тот же Сумароков отзывался о новациях скептически: «Выдумывают такие правилы, какие они хотят».

В 1773 году был опубликован «Опыт нового российского правописания» Василия Прокофьевича Светова, ставший своеобразной точкой отсчета правил русского (а не церковнославянского, как было ранее) языка. С тех пор скоро минует 250 лет — для человека это много, для норм языка не слишком. Современные правила, которыми терзают школьников, основаны на своде 1956 года — попытки внести изменения предпринимались, но не имели успеха, хотя орфографическая комиссия (так называется совет специалистов, созданный под эгидой Российской академии наук и занимающийся вопросами правописания) работает постоянно.

«Кровь из глаз» — так часто пишут интернет-комментаторы под текстом с большим количеством ошибок. Текстов таких много, что даёт повод делать глобальные обобщения из серии «всё плохо». Практически воскресает Сумароков с его «пишут как ни попало». Ну и, разумеется, ностальгия: вот раньше такого не было.

Итак, что же было, что будет, с чего началось?

То, что наблюдал Сумароков, что осмысляли Ломоносов, Тредиаковский и другие почтенные мужи, было неграмотностью единиц. Грамотность была уделом немногих, работа по созданию письменных текстов совсем уж редкой. Научить правилам писателей и журналистов к концу XIX века вполне удалось, при этом народ в очень большой массе по-прежнему ставил крестики и читал по слогам.

В 20-е годы XX века Советская Россия начала ликвидировать безграмотность. Результаты были, конечно, но утверждать, что все виртуозно разбирались с тем, как писать НЕ с различными частями речи, было бы явным преувеличением. Помню, как во времена моего студенчества и работы в приёмной комиссии университета преподаватели, проверявшие сочинения (о, как все сожалеют, что нет больше вступительных сочинений!), принимали решение бросать проверку на двадцатой ошибке.

Почему же кажется, что раньше все были грамотными? Дело в том, как бытовал письменный текст. Письменный текст, явленный публично, был текстом, отредактированным, прошедшим корректуру, составленным профессиональным писателем (в смысле «человеком, писавшим по долгу службы»). Это были газетные публикации, книги, официальные документы — солидное печатное слово.

Остальные же письменные тексты имели очень ограниченное хождение. Члены семьи знали, конечно, что дядя Вася так себе грамотей, но больше никто этого не знал, так как произведения дяди Васи (письма и записки) никто не видел, а самому бы ему и в голову не пришло в письменной форме рассказывать о том, как ловить ершей или класть плитку.

Сейчас же бум публичной письменной речи. За перо (т. е. за клавиатуру) взялись буквально все, и оказалось, что всеобщая грамотность не столь грамотная и не столь всеобщая. Кстати, упомянутый в заголовке Ворониш — это Воронеж: так написали название некоторые участники Тотального диктанта.

Много ли неграмотных? Да!

Есть ли способ это исправить? Да!

Легко ли? Нет!!!

Потому что способ повысить грамотность заключается в том, чтобы ею заниматься. Но только не грамотностью общечеловеческой, а своей. Проверять по словарям, читать и запоминать правила, не твердить про своё языковое чутье или про дурацкие нормы, которые надо отменить, а методично читать, писать, править. Очень занудный и исключительно энергозатратный способ. Но другого нет.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter