Об авторе:
автор проекта «Филологические беседы с котом Тимофеем»
«Ф»
Я планировала встретить День славянской письменности и культуры размышлениями, навеянными буквой «Я» (наверняка это был бы очерк о языке), но человек предполагает, а цейтнот располагает, и моё путешествие по русскому алфавиту довело меня пока только до буквы «Ф». Впрочем, это очень подходящая буква, ведь 25 мая отмечается День филолога.
Чего нет в моей жизни, так это недостатка филологов. Я училась на филфаке, работаю на филфаке, мои подруги — филологи, муж — филолог и даже кот склонен к рассуждениям о языке (по крайней мере, в приёмах эффективной коммуникации он разбирается лучше многих). Эта почти тотальная филологичность моей жизни позволяет мне смело выступить против некоторых мифов.
Начнем с мифов общего характера. Филологи не умеют считать? Предпочитают книги и не приспособлены к реальной жизни? С ними можно говорить только о высоком, а о низменном — ни-ни?
Понятно, что это стереотипы и, как и в случае с любым стереотипом, нам, конечно, удастся найти человека, вполне ему соответствующего, однако сообщество в целом такое же, как и остальные, — состоит из очень разных людей.
Одни и впрямь не математики, а другие считают мастерски; кроме книжечек, много чем заняться могут: сады возделывают, дома строят, штанги поднимают, шьют, готовят, машины водят и прочее и прочее.
Отдельно вступлюсь за студентов-филологов, которым молва и мемы вечно сулят после вуза дорогу в «Макдоналдс». Ерунда это, товарищи! Можно, конечно, и туда — по разному складываются обстоятельства, но только они никак не связаны с филологическим образованием. Обстоятельствам, в общем-то, всё равно — филолог ты или нет. Образование длиною в жизнь — реальность, а филология — отличная база для любого другого образования, не говорю уж о ценности его как такового.
Мужчинам-филологам тоже не везёт, представляются они почему-то особо трепетными. Очевидно, всему виной обычный расклад филфака: один юноша на 10, 20, 30 и более девушек. Между тем многие великие филологи — мужчины, картина на филфаках изменяется, а что касается трепетности — см. пункт 1: они разные. Замечания о том, что мужчины-филологи делают карьеру, потому что их ценят за редкость, тоже не выдерживает критики: делают карьеру те, кто пашет.
Напоследок немного мифов о моей филологической области — языкознании. Каждый филолог слышал: «Ой, ты русский язык изучаешь? А что там ещё изучать?». Или: «А, это про то, как правильно писать?». Во-первых, правильно писать дорогого стоит, ча-ща — это не вся русская орфография, а в ней, как в орфографии живого, активно употребляемого языка, много всякого бурлит и требует научного подхода. Во-вторых, орфографией дело не исчерпывается. Социо-, этно- и психолингвистика, политическая, компьютерная, когнитивная лингвистика, лингвокультурология, лингводидактика. Это я ещё только начала перечислять области языкознания, без которых очень плохо бы функционировали многие сферы нашей жизни.
В отличие от других наук, название которых заканчивается на «-логия», в филологии слово (логос) — объект, а действие, чувство, отношение, на него направленные и им вызываемые, — это любовь. Это ли не великая удача?
С праздником, дорогие филологи!