Насколько действительно вредны гаджеты для детей? К каким проблемам их использование может привести в разном возрасте?
— Первые три года жизни очень важны для развития ребёнка, особенно для развития его речи. Речевые навыки формируются в процессе эмоциональных взаимоотношений и общения малыша с близкими взрослыми, когда маленький человек пытается выразить свои потребности словами. Раннее начало пользования гаджетами тормозит процесс развития коммуникативных навыков.
В возрасте 3–7 лет у ребёнка развивается важный навык ролевых игр. Дети начинают копировать поведение взрослых. В это время происходит активное развитие мозга: развиваются творческие способности, повышается интеллектуальный уровень, совершенствуются навыки общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Постоянное использование гаджетов тормозит эти процессы, так как не требует участия взрослого. Нарушаются родительско-детские взаимоотношения — это способствует ухудшению взаимоотношений между сверстниками, отсутствию способности договариваться, идти на компромисс, делать что-то вместе.
В школьном возрасте развиваются трудности в обучении и восприятии информации. Для детей, с раннего возраста использующих гаджеты, характерно «клиповое мышление» — восприятие мира с помощью ярких коротких образов, при этом информация воспринимается разрозненно, фрагментарно, по принципу «увидел и забыл». Детям сложно удерживать в памяти предыдущие фразы при прослушивании текста, понимать смысл рассказа. Формируются проблемы с чтением: тексты сложно понимаются, чтение становится утомительным и неинтересным.
Развиваются также проблемы со зрением: снижение зрения, неправильная работа глазных мышц из-за постоянного быстрого мелькания ярких картинок.
В подростковом возрасте из-за постоянного использования гаджетов к трудностям в обучении присоединяются проблемы в социализации. У подростков формируются сложности в общении: живое общение заменяется на соцсети, дети выпадают из реальной жизни. При столкновении с проблемами такие подростки более склонны к стрессам, истерикам, депрессиям, в том числе с суицидальными мыслями.
Хочет заработать на боли детей? Новосибирский правозащитник намерена лишить омичку родительских прав
В каком возрасте лучше вообще детей к гаджетам не подпускать?
— Детям до трёх лет не рекомендуется вообще пользоваться гаджетами. Яркие быстро мелькающие картинки нарушают формирование зрительного аппарата, дают нагрузку незрелой нервной системе. Подмена общения с родными взрослыми на просмотр гаджетов нарушает формирование эмоциональных связей и ценностных ориентиров ребенка. Ему в этот возрастной период важно исследовать мир вокруг себя: потрогать, понюхать, попробовать на вкус, а виртуальный мир гаджета не способствует этому развитию.
Есть ли менее вредные для детей гаджеты? Если да, то какие?
— Выбирая между гаджетами, лучше отдать предпочтение компьютеру или планшету. С точки зрения меньшей нагрузки на организм ребёнка, минимальная диагональ персонального компьютера должна быть не менее 39,5 см, у планшета — не менее 26,6 см. Организация рабочего места малыша должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см. Использование планшета предполагает его размещение на столе под углом наклона 30 градусов.
Продолжительность непрерывного пользования гаджетами зависит от возраста ребенка:
- для детей 3–7 лет — не более 10 минут;
- 8–11 лет — 15 минут;
- 11–13 лет — 20 минут;
- 14–17 лет — 25 минут.
После работы с компьютером необходимо сделать гимнастику для глаз. Общее допустимое время использования компьютера за весь день:
- дети 3–4 лет — 30–40 мин/день;
- 5–6 лет — 1час/день;
- 7–9 лет — 1,5 часа/день;
- 10–13 лет — 2 часа/день;
- 14–17 лет — до 3-х часов/день.
С медицинской точки зрения, можно ли говорить о каком-то позитивном влиянии гаджетов на детей?
— Безусловно, отрицать полезные свойства гаджетов нельзя. Если вдумчиво подойти к вопросу их использования то можно подобрать развивающие мультфильмы, образовательные программы для детей младшего возраста. Для школьников подойдут различные головоломки, олимпиады, обучающие циклы.
Не стоит полностью запрещать детям использовать гаджеты. Важно вовремя направить любопытство ребёнка в полезное русло. Тогда гаджет станет помощником в получении знаний и достижении успехов.
Что можно сделать родителям и близким со своей стороны, чтобы снизить влияние гаджетов?
— Родителям необходимо учить своё чадо правильно пользоваться гаджетом. Важно проговаривать правила: в каких случаях можно, а в каких нельзя использовать гаджет, учить пользоваться качественным контентом. Тогда ребенок постепенно привыкнет и сам научится находить и анализировать полезную информацию в интернете. Важно помнить о следующем:
- нельзя использовать гаджет как средство от истерик или плохого настроения;
- родители подают пример ребёнку. Свободное время лучше проводить с семьёй, а не с гаджетом;
- всем детям необходимо общение с родителями, близкими людьми, нужны общие интересы и цели. Тогда у несовершеннолетних не будет желания убегать от одиночества в сеть;
- важно обеспечить ребёнку интересный, разнообразный досуг: игрушки, спортивный инвентарь, книги, материал для творчества и самовыражения.
За какими тревожными симптомами стоит следить особенно пристально?
— Стоит обратить внимание на следующие настораживающие симптомы:
- ребёнок теряет чувство времени и чувство меры за игрой в гаджете;
- ребенок испытывает агрессию, ярость, у него начинается истерика при попытке забрать гаджет, ограничить время игры в гаджете;
- ребёнок теряет интерес к реальной жизни, не стремится играть с друзьями, не хочет гулять, играть в настольные, подвижные игры, рисовать, лепить. Эти занятия кажутся ему скучными;
- у школьников падает успеваемость;
- свободное время ребёнок проводит, уединившись с гаджетом;
- происходит постепенная утрата контакта с родителями: ребёнок всё меньше стремится к общению, замыкается в себе.
Почему у детей может формироваться зависимость от гаджетов?
— Счастливый, гармонично развивающийся ребёнок, скорее всего, не будет испытывать повышенную тягу к гаджетам. Чаще всего такая патологическая зависимость формируется, когда нарушено равновесие и гармония во внутреннем мире ребёнка, когда есть незаполненная пустота: семейные проблемы, ссоры между родителями, неуверенность ребёнка в себе, проблемы в общении со сверстниками, недостаток контакта с окружающим миром, у малыша нет интересного занятия, которое бы его вдохновляло, стимулировало к самовыражению, творчеству.