om1.ru
Россия уходит от международных стандартов образования: что такое Болонская система и почему она не нужна В начале лета Минобрнауки РФ заявило об исключении всех российских вузов из Болонской системы. Её представители объявили об этом ещё в апреле, спустя месяц после начала СВО. Выясняем, что ждёт университеты в ближайшем будущем.

Россия уходит от международных стандартов образования: что такое Болонская система и почему она не нужна

В начале лета Минобрнауки РФ заявило об исключении всех российских вузов из Болонской системы. Её представители объявили об этом ещё в апреле, спустя месяц после начала СВО. Выясняем, что ждёт университеты в ближайшем будущем.

Россия уходит от международных стандартов образования: что такое Болонская система и почему она не нужна
Фото: Om1.ru. Диплом.

Что такое Болонская система образования

Или, как её называют, Болонский процесс. Он был запущен в 1999 году в итальянском университете города Болонья. Система подразумевает единую систему обучения европейского пространства для универсализации норм образования. Она состоит из трёх ступеней:

  • Первая ступень — бакалавриат (местами три, но в основном четыре года);
  • Вторая ступень — магистратура (от одного года до трёх лет);
  • Третья ступень — учёная степень (в России — аспирантура, три или четыре года).
 
Всего в системе участвуют 48 стран и Еврокомиссия в качестве 49 представителя:

Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония (все — с 1999 года), Кипр, Лихтенштейн, Турция, Хорватия, Еврокомиссия (все — с 2001 года), Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Россия, Северная Македония, Сербия (все — с 2003 году), Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова, Украина (с 2005), Черногория (с 2007), Казахстан (с 2010), Белоруссия (с 2015).

Ключевая особенность системы — сопоставимые и лёгкое читаемые степени обучения. Это позволяет студенту переходить в разные университеты во время обучения и минимизировать количество пересдаваемых предметов в рамках академической разницы.

Кроме этого, Болонская система позволяет учитывать дипломы стран, входящих в эту систему, на равных правах. Вступившие в соглашение вузы работают по системе кредитов (Европейская система перевода и накопления баллов (ECTS)). Для успешного завершения учебного года студент должен набрать определённое количество баллов, которые выдаются ему на основе количества учебных часов, работы на семинарах, подготовки проектов и другой деятельности.

Чтобы набрать нужное количество баллов, студент самостоятельно выбирает свою нагрузку и составляет учебный план по своим интересам и нуждам.

Как это работало?

Официально Российская Федерация вступила в Болонскую систему в 2003 году, но полный переход состоялся только к 2011-му: в 2007-м университеты начали принуждать перестраиваться, через четыре года система полностью заработала. Более того, некоторые направления в вузах сохранили привычное пятилетнее обучение по специалитету, а баллы ECTS так толком и не дошли до университетов.

Вузы не хотели переходить на новую систему, так как это сокращало финансирование. В бакалавриате в среднем на 40% меньше учебных аудиторных часов, они отводятся на самостоятельное обучение студента. К этому прибавилось и то, что обучение по новой системе идёт на один год меньше.

Столь долгий переход был неспроста. В России должны были создавать новые учебные планы в соответствии со стандартом бакалавриат + магистратура, но по факту проходило просто упрощение специалитета, что нарушало гармонию Болонской системы.

В России она видоизменилась: специалитет стал приравниваться к магистратуре. Но в других странах-участницах это программа была ближе к бакалавриату, что уже затрудняло интеграцию в Европейскую систему.

С самого начала вступления России в Болонскую систему появились специалисты, критикующее это решение. Со временем их количество только возрастало, что привело к ожидаемому итогу.

Как сейчас существует система в Европе?

Корреспондент портала Om1.ru связался со студентом, обучающимся в магистратуре по программе «Психология» в одном из главных университетов Нидерландов и узнал, как работает эта система в странах Европы.

«Именно по нашей специальности после бакалавриата можно пойти работать никем. Разве что HR-специалистом, но это далеко не факт. Поэтому мы все пошли в магистратуру, и это не только в нашем направлении. Есть ещё люди, например, из сферы бизнеса, которым тоже нужно идти в магистратуру, потому что они как бы не до конца квалифицированы. В специфике нашей профессии большинство профильных навыков обсуждается в магистратуре», — отметил студент.

По личным наблюдениям собеседника, подобные сложности возникают в Великобритании, Германии и Нидерландах. Это может быть связано с общим уровнем образованности стран и большим количеством экспатов — квалифицированных работников, которые переезжают в эти страны для жизни.

Что будет дальше с образованием в России?

С июня политики активно обсуждают новый путь, по которому пойдёт российское образование. Много споров и предложений медленно продвигают этот процесс, но уже сейчас понятно, что скорого решения ждать не стоит.

Самой популярной точкой зрения по поводу будущего образования в России является путь соединения существующей и действующей ранее систем. Предлагается сохранить бакалавриат и магистратуру для части направлений, но увеличить количество специалитета на усмотрение университета.

Первый заместитель главы думского комитета по науке и высшему образованию Олег Смолин уверен, что в ближайшем будущем можно ожидать нескольких изменений:

  • будет постепенно увеличиваться приём на специалитет, сокращаться приём на бакалавриат;
  • специалитет, скорее всего, объявят отдельным уровнем образования, для того, чтобы студенты, закончившие бакалавриат, могли поступать на специалитет, не теряя права на бесплатное образование;
  • для бакалавров,соответственно, появится возможность переходить на специалитет, а со специалитета на магистратуру;
  • при этом магистратура должна будет быть совместима с тем образованием, которое получили до того. Чтобы бакалавр ветеринарии не переходил на историю, например.

«Мы не можем отвечать за решения Министерства высшего образования и науки. Но, с моей точки зрения, должны быть стандарты по специалитету и бакалавриату по всем направлениям подготовки, а также право вуза выбирать, какие направления он считает наиболее эффективными для проведения по специалитету, а какие по бакалавриату. Думаю, что чем выше требуется квалификация, тем меньше требуется бакалаврская подготовка. Например, сюда мы можем отнести инженерные специальности, физика и так далее», — рассказал Олег Смолин в комментарии порталу Om1.ru.

Деканы факультетов находятся ближе всего к реальной обстановке дел, и дать им возможность определять, по какой системе будет учиться то или иное направление, депутату кажется самым правильным решением.

О статусе российского диплома внутри страны и её пределах

Другим вопросом является соотношение российских дипломов с европейскими. Многих будущих специалистов волнует вопрос о том, в каком виде за рубежом будут приниматься их документы об образовании.

  1. Диплом об образовании признаётся без дополнительных подтверждений в странах, с которыми Россия заключила международные соглашения по признанию документов. Это страны ближнего зарубежья, а также Египет, Иран, Кипр, Куба, Тунис, Алжир, Венгрия, Индия, Йемен, Китай, Сербия, Северная Корея, Молдова.
  2. Если страна входит в Гаагскую конвенцию, потребуется провести апостилирование. Подтверждением документов занимаются в Рособрнадзоре. Для этого достаточно принести заявление и документ об образовании. После уплаты госпошлины через пять рабочих дней можно забрать готовый диплом с апостилем.
  3. При желании переехать в страну, которая не входит в Гаагскую конвенцию, нужно отправиться в консульство: сначала в Консульский департамент МИД РФ, а затем в консульство государства выезда в России. Отметим, что с США никаких договорённостей нет и вас, вероятно, попросят пройти дополнительные тесты для подтверждения своего уровня.

Изменяя систему внутри страны, власти наверняка изменят статус разных дипломов и в России.

«Престижность диплома будет зависеть от сферы, где вы планируете работать. Если в сфере промышленности, то скорее это будет специалитет, если в сфере науки — то магистратура. Но надо понимать, что и магистратура может плодить недоучек, если в магистратуру поступают не по профильной или смежной специальности бакалавриата. Например, маркетолог-дефектолог пойдёт на учителя, который будет работать с детьми с ОВЗ. Или бакалавр-ветеринар, который собирается стать историком, за два года он вряд ли освоит историю. Поэтому мы требуем, чтобы либо программы магистратуры были совместимы с предыдущими программами бакалавриата, либо специалитет», — пояснил Олег Смолин корреспонденту портала Om1.ru.

В ближайшее время образ российского высшего образования станет более внятным, профильное министерство обещало представить свой проект, который даст больше понимания, какой вектор развития будет выбран.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter