На историческом факультете ОмГУ им. Достоевского, сотрудники которого открыто выступили против оптимизации вуза, продолжаются кадровые трансформации. От должности отстранили заведующую кафедрой всеобщей истории Людмилу Ротермель. Кроме того, в группе «Защитим истфак» появилась информация о том, что временно не работает также доцент кафедры отечественной истории, социологии и политологии Иван Жуков, а ещё несколько преподавателей собираются уходить с факультета.
Отстранение Ротермель
Портал Om1.ru связался с Людмилой Ротермель и узнал, что она действительно получила уведомление об отстранении от должности завкафа. Это было сделано без предупреждения, причин ей не объяснили. Ротермель отказалась подписать уведомление, в этом случае по закону у неё есть три дня, а понедельник, 17 апреля, вероятно, будет её последний день в этой должности.
Преподаватель намерена обратиться в трудовую инспекцию и, возможно, в прокуратуру, чтобы уточнить законность этого решения. Дело в том, что должность заведующего кафедрой — выборная, кандидат утверждается на пять лет. Однако Ротермель ранее была деканом факультета и ставку завкафа занимала по совмещению. С чисто юридической стороны звесь возникает коллизия — законно ли отстранение с выборной должности при таком условии.
Сама Ротермель считает, что повод для отстранения формальный, истинная же причина — в недовольстве нового ректора позицией сотрудников истфака.
Она отмечает, что даже если добьётся восстановления в должности, то вряд ли в итоге останется на этом посту. У Ротермель сохранилась ставка преподавателя античной истории. Пока она планирует оставаться на факультете в этом качестве. Отметим, что с 2014 года Ротермель была деканом истфака, в 2022 году её сместили с этого поста в пользу молодого историка Артёма Клюева. При этом выборы декана так и не объявили, а Клюева сместили перед самым началом нового учебного года. И.о. декана стал Павел Зайцев, возглавлявший ранее факультет теологии.
Ситуация с Иваном Жуковым
Политолог Иван Жуков опроверг своё якобы отстранение. Он находится в отпуске без содержания в связи с временным отъездом из региона. Вести занятия удалённо в вузе сейчас запрещено, поэтому в качестве компромисса приняли такое решение, рассказал он.
Бывшая кафедра этнологии и Светлана Корусенко
Мы пообщались также с бывшим заведующим упразднённой кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии Светланой Корусенко. В феврале кафедру как «малоэффективную» присоединили к кафедре всеобщей истории (теперь на факультете только две исторические кафедры вместо пяти). Корусенко лишилась ставки завкафа, однако она считает, что и в качестве преподавателя дорабатывает на факультете последние месяцы.
По её словам, ряд других преподавателей тоже не выйдут на работу в новом учебном году. Вероятно увольнение минимум пяти человек. Причиной она также называет борьбу администрации нового ректора Сергея Замятина с «неугодными» сотрудниками. Речь не о прямом давлении, а об административных способах сделать работу в вузе невозможной.
Корусенко полагает, что новый ректор целенаправленно проводит политику по замещению всех руководящих должностей лояльными сотрудниками. При этом должности выборные, но конкурсы на них не объявляются. Большинство деканов факультетов работают с приставкой и.о. уже долгое время, что позволяет обойти выбор коллективом «не того» руководителя. «Нелояльные» сотрудники, по её мнению, будут постепенно вытесняться из штата.
В похожем ключе рассуждает ещё один наш источник на факультете. Он отмечает, что руководство делает ставку исключительно на лояльность. Для оценки эффективности научных работников и дисциплин существует длинный список критериев, поэтому при желании в невыгодном свете можно представить кого угодно. Самым «работающим» кретерием оказывается лояльность администрации вуза. А в зависимости от этого распределяются финансовые потоки, учебные часы, помещения и т.д.
«Борьба ведётся не за качество образования. Это аппаратная борьба, борьба за часы, помещения. Отнюдь не университетская атмосфера царит на факультете», — отмечает наш собеседник.
Он не видит последовательной и эффективной политики экономии — скорее, идёт борьба, иногда довольно мелочная, за перераспределение ресурсов. При этом под оптимизацию попадает профессорско-преподавательский состав, но не обширный административно-управленческий аппарат.
Что касается отстранения Ротермель, источник добавляет, что между руководством кафедры всеобщей истории и кафедры отечественной истории, социологии и политологии был конфликт. Последнюю кафедру возглавляет Марина Мамонтова, она же теперь назначена и.о. завкафа всеобщей истории. И сейчас уже начинается пересмотр учебных программ — сотрудники кафедры всеобщей истории опасаются, что могут столкнуться с сокращением учебных часов. То есть, по мнению собеседника, реальное следствие всех пертурбаций — перераспределение часов, то есть бюджетных денег, в пользу тех, кто поспешил заручиться поддержкой руководства.
Почему историки «в опале»?
В прошлом году новый ректор ОмГУ Сергей Замятин запустил жёсткую экономическую оптимизацию вуза. Восемь факультетов были объединены в четыре, также укрупнение пережили около 10 кафедр. С самой громкой критикой выступили сотрудники истфака, который объединили с факультетом теологии и мировых культур (сейчас это факультет истории, теологии и мировых культур). Историки настаивали на несуразности объединения с теологами (а также кафедрой физкультуры) и вреде, которое оно может нанести историческому образованию в университете. Столкнувшись с отсутствием обратной связи от руководства и, как говорили сотрудники, даже некоторым давлением, историки сделали свою позицию публичной.
Писались письма в Минобрнауки и губернатору, подписывалась петиция в защиту истфака, сотрудники выступали с комментариями в СМИ. Борьба оказалась неуспешной: Учёный совет утвердил все предложенные ректором преобразования в полном объёме. Руководство в основном поддержало объявленный Замятиным курс на оптимизацию, о чём ряд проректоров также заявил публично в ответ на «необоснованную» критику.
Между тем неводольство происходящим было не только на истфаке. Ушёл в отставку проректор Александр Костюков, также выступавший в критикой курса ОмГУ в публичном поле. Уволился уважаемый в научном сообществе декан факультета компьютерных наук Александр Гуц. Неформально скептически оценивали происходящее и на некоторых других факультетах. Как бы то ни было, преобразования утвердили официально, недовольные сотрудники были вынуждены с этим смириться и продолжили исполнять свои обязанности.
Однако истфак, по-видимому, с тех пор оказался в особом фокусе внимания. Например, в феврале объявили о ротациях на ещё шести кафедрах «с низкой эффективностью результатов научно-образовательной деятельности». Примечательно, что из шести таких кафедр во всём университете три оказались историческими.