На сайте омского пансионата для престарелых и инвалидов «Ремели» царит полная идиллия. С рекламных фото смотрят чистенькие жизнерадостные старички в просторных светлых комнатах с современной мебелью, призывно открывает двери столовая чуть ли не с ресторанным выбором блюд. Под стать и текст, где заверяют: старикам обеспечат самый разносторонний досуг — от поэтических вечеров до походов в музеи. Также заявлено, что в пансионате есть всё необходимое, включая медицинских работников, для размещения тяжелобольных людей, в том числе с онкологией.
Фото: omsk.ramily.ru
Стоит такая роскошь, судя по информации, размещенной на этом же сайте, 37 тысяч рублей в месяц или 1 000 рублей за сутки. Но чего не сделаешь ради того, чтобы любимый член семьи провёл свои последние дни в максимальном комфорте и спокойствии.
Впрочем, всё это из какой-то другой реальности. Судя по многочисленным жалобам людей, которые доверили своих близких в руки сотрудников этой организации, очаровавшись такой презентацией, на самом деле всё обстояло далеко не так благополучно, как на картинках, взятых из стоков.
Фото: omsk.ramily.ru
Омский пансионат «Ремели» или «Рэмели», а ранее — «Гармония» принадлежит к довольно крупной сети ООО «Здравница Алтая». Филиалы есть также в нескольких других сибирских городах. Самая громкая история произошла в новосибирском пансионате сети. Там из-за потасовки погибла 98-летняя ветеран войны. После этого родственники ещё как минимум троих постояльцев пансионата, умерших при странных обстоятельствах, написали заявления в прокуратуру. Расследование взял на личный контроль глава СКР Александр Бастрыкин.
Посыпались и многочисленные жалобы от родных постояльцев, помещённых в пансионаты «Ремели» в Тюмени. Люди, которые себя считают пострадавшими от действий сотрудников, объединились в группу в соцсетях и планируют писать коллективное обращение к силовикам.
«В прошлом месяце к нам обратилась за помощью Сыч Ж. М., которая просила срочно забрать её оттуда. Впоследствии она рассказала все ужасы, которые творятся там, — поделилась создавшая эту группу Дарья Черпакова. — Про смертность, издевательства, побои и голод. Также она попросила помочь тем жильцам, с кем она успела познакомиться в пансионате Ремели. Мы создали эту группу, чтобы обратить внимание органов власти и общественности на те ужасы и насилие, которые творятся над беззащитными пожилыми людьми в этом заведении. Жители Тюмени делятся ужасающими фото того, как стали выглядеть их близкие после попадания в это заведение».
После проверки выяснилось, что «пансионат европейского уровня», как сеть позиционируют на сайте — держит «марку» и в новом для себя городе. В Омске он открылся только в 2020 году. Там выявили многочисленные нарушения, в том числе пожарной безопасности, то есть напрямую угрожающие жизни беззащитных людей.
Стоит лишь вспомнить, сколько трагедий случилось в таких заведениях из-за пожаров. Самый крупный произошёл в частном доме в декабре прошлого года в Кемерове. Погибли 20 человек. В январе загорелся дом престарелых «Золотой век» в Кузбассе — четверо погибших. 2021 год, поселок Боровский Тюменской области — семеро погибших. 2020 год, случай в башкирском селе Ишбулдино — 11 стариков не смогли выбраться из огня. Этот чёрный список можно продолжать десятками случаев. И у омского «Ремели», судя по заключению инспектора МЧС, были все шансы его пополнить.
Фото: прокуратура Омской области
«В ходе проверки были выявлены нарушения санитарно-эпидемического законодательства, здравоохранения, пожарной безопасности, — пояснила порталу Om1.ru старший помощник прокурора Кировского округа Голубенко. — Их было очень много. В помещении имелись тараканы, висели клейкие ленты для мух, что недопустимо в таких учреждениях. Грязно в помещениях было настолько, что спрашивать, когда проводилась уборка, не имело смысла. График не соблюдался — даже тот, который был представлен. Формально туда что-то иногда записывалось. Но имелась пыль на всех поверхностях, грязь на полах, бытовые отходы стояли в комнатах в мусорных мешках. Постельное белье постояльцев и личные принадлежности стирали вместе с одеждой персонала. Все должно было стираться в прачечной. Но какого-либо договора на оказание таких услуг заключено не было. Лекарства и продукты хранились ненадлежащим образом. В помещении, где готовилась пища, была очень высокая температура. Градусника не было, но ощущалось около +40 градусов. У человека, который занимался приготовлением пищи, не было санкнижки. Также не было предоставлено каких-либо договоров на поставку продуктов. Они закупались в розничных магазинах».
Фото: прокуратура Омской области.
Кроме того, ни у кого из сотрудников на момент проверки не было трудовых договоров. Их все-таки предоставили спустя время. Но не исключено, что все оформлены задним числом.
Кстати, непонятно, с чем связана эта путница с названием пансионатов. Например, в документах и на вывеске — разные названия одной и той же организации. Можно лишь предположить, что таким образом руководство страхуется. В случае, если в одном из пансионатов произойтет ЧП, от него можно будет откреститься.
Фото: прокуратура Омской области
Мы нашли в открытом доступе жалобы сразу нескольких людей, которые считают себя пострадавшими уже от омского «Ремели».
«Странное заведение, вывеска не от пансионата, — пишет Вероника Б. — Бабушка пробыла в данном заведении 8 дней, впала в кому, они этого не заметили, по словам сотрудников пансионата, бабушка спит. Так, может, там половина так спят. Вызвали скорую и увезли в крайне тяжёлом состоянии в больницу. В реанимации бабушка пробыла неделю, потом ее не стало. «Ремели» по договору должны вернуть 20 % от выплаченной суммы в течение 20 рабочих дней. Но ничего не вернули до сих пор».
«Позвонив и пообщавшись с оператором Ольгой, я решил, что здесь создадут необходимые условия, — вспоминает Андрей С. — Забрав маму из 11-й МЧС, где она находилась, я привёз её сюда. Заплатил наличными 31 тысячу за проживание на месяц, плюс 6 тысяч анализы. На следующий день купил и привёз противопролежневый матрас, обезболивающее, медикаменты, памперсы и всё, что было необходимо. Приехав через день, был удивлён тем, что все пакеты и матрас так и стояли в кабинете управляющего. Где уход за пожилым человеком — непонятно. Также не видел результатов их анализов, хотя маму привёз с полным списком. Видел только одну или две санитарки и управляющего. К маме не пускали. Через 5 дней она там и умерла. Написал заявление на возврат денег — тишина. Написал и привёз досудебную претензию — молчат. На звонки отвечают, что передадут начальству. Буду подавать в суд и писать в прокуратуру по поводу проверки содержания людей. По факту — гостиница. Персонала не хватает, обязательства по договору не исполняются».
Портал Om1.ru связался с сыном ещё одной пожилой омички, которая умерла в стенах «Ремели».
«Картинки, которые у них на сайте, точно не оттуда, — продолжает Игорь Владимирович. — Я не знаю, где они их взяли. Может быть, какой-то другой пансионат, но не в Омске. Из досуга тем, кто может ходить, включают телевизор в холле. Никаких прогулок в зелёном дворике там нет. Это просто заасфальтированная территория с серым забором. Там и «гуляют» те, кто может сам ходить. Сам пансионат находится в жилом доме. Раньше там было что-то вроде фитнес-клуба, ничего для стариков не приспособлено. Я уже потом это начал понимать, когда посещал маму. Не знаю насчет того, как там кормят — она уже практически не ела, только пила воду и не вставала. Но прошёл мимо кухни. Там готовит какой-то непонятный мужчина, он же санитар, вроде бы. Ни специальной одежды, ничего. Это просто как раз мой профиль, я проверяю общепит в детских учреждениях. И уверен, что здесь ни один смыв у меня не прошел бы санитарную проверку. Очень грязно».
Впрочем, попав в стрессовую ситуацию из-за тяжёлого состояния матери мужчина поначалу ничего этого не заметил. Родственнице нужен был постоянный уход, надо было что-то срочно решать.
«Я обратился туда, потому что «Ремели» был на слуху, рекламу постоянно крутили по ТВ, — рассказал нам Игорь В. — И при поиске в интернете первым выпадает этот пансионат. Я обратился туда. И меня просто засыпали сообщениями девочки-менеджеры. Они вообще из другого города, как я понял. Убедили, что маме там будет хорошо, там есть уход 24 часа в сутки, в том числе медицинский. Так сложилось, что маму вообще не с кем было оставить — брат в другом городе, я с утра до ночи на работе. Сиделка тоже временный вариант. Посовещались и решились. Сначала определили маму на неделю. Вроде бы, всё было хорошо. Потом заплатили еще за 10 дней пребывания, но мама на следующий день умерла. Но по этому поводу к «Ремели» у меня нет претензий. Я понимаю, что мама уже была в очень тяжёлом состоянии. То, что произошло, неизбежно. Но считаю, что меня обманули, заверив, что будет медицинский уход. Об этом мне говорили устно, но в договоре как-то всё очень обтекаемо написано. Да и в целом условия могли бы создать лучше. В каждой комнате не по одному-два человеку, а по пять-шесть. Духота страшная — вытяжек и кондиционеров нет, окна открывать запрещают, чтобы никто не простыл».
Похоронив мать, Игорь вспомнил об обещании руководства «Ремели» вернуть ему оставшиеся 9 тысяч рублей, которые он заплатил за проживание родственницы. Ему клятвенно обещали всё перечислить в течение 20 рабочих дней, потом ещё через месяц. Сейчас все пропали.
«Это были мамины «похоронные» деньги, которые она копила на черный день, почему я должен их дарить какой-то непонятной организации?» — задается резонным вопросом наш собеседник.
Игорю обещали вернуть деньги с апреля. Потом просто перестали выходить на связь.
Переписка так ничем и не закончилась.
Скриншот переписки предоставлен порталу Om1.ru её участником.
По итогам проверки прокуратура выдала определение на закрытие омского филиала «Ремели». Представители ответчика — а руководителем ООО «Здравница Алтая», согласно официальным данным, сейчас значится Ирина Анатольевна Рудакова — подали ходатайство в суд о приостановлении исполнительного производства.
Впрочем, судя по предоставленным ими документам, выявленные нарушения устранены не были. Поэтому в удовлетворении ходатайства им отказали. Тем не менее омский пансионат «Ремели» пока продолжает работать.
Мы дозвонились до Андрея Ефименко, который представляется клиентам руководителем этой организации. Но он от комментариев отказался, сообщив, что ему сказать нечего.