om1.ru
Как справиться с хулиганом: что делать, если в классе появился агрессивный ребёнок? Мы обратились за разъяснениями к юристу и психологу, какие шаги необходимо предпринять, чтобы действовать в правовом поле.

Как справиться с хулиганом: что делать, если в классе появился агрессивный ребёнок?

Мы обратились за разъяснениями к юристу и психологу, какие шаги необходимо предпринять, чтобы действовать в правовом поле.
11 декабря 2024, 14:47
Инструкция

Как справиться с хулиганом: что делать, если в классе появился агрессивный ребёнок?
Фото: Om1.ru

В новостях то и дело появляются истории о школьниках, которые нападают на одноклассников, дерутся, буллят их. Что делать, если в школе или детском саду есть агрессивный ребёнок?

Он нападает на других учеников, унижает одноклассников и не слушает учителей. Зачастую становится предметом почти ежедневных жалоб и обсуждений в родительском чате. А после избиений потерпевшим детям даже может понадобиться помощь врачей из-за полученных травм. Многие теряются в догадках, что делать в такой ситуации?

Ведь беседы о недопустимости насилия, вызов родителей в школу и кипы докладных директору от учителей не приносят результата. Вместо того, чтобы попытаться решить проблему в правовом поле, доведённые до отчаяния родители потерпевших одноклассников грозят избить агрессора сами или не пустить его на занятия. Однако все эти методы противозаконные и в лучшем случае грозят административным, а в худшем — уголовным делом.

Мы обратились к омскому юристу Ольге Грековой, чтобы узнать, как этого избежать и не получить проблемы с законом.

Юрист Ольга Грекова

Совет юриста

1. Классному руководителю или иному педагогу, который регулярно взаимодействует с проблемным ребёнком, необходимо обратиться с заявлением (докладной запиской) к руководителю (директору) учебного заведения.

2. Родители или лица, их заменяющие, также могут обратиться с заявлением на имя руководителя учебного заведения с требованием принять меры в отношении ученика, нарушающего порядок.

3. Родители детей, которые пострадали, могут обратиться в полицию с заявлением о привлечении родителей ребёнка, нарушающего порядок, по ст. 5.35 КоАП РФ «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних».

Психолог Наталья Целевич

Совет психолога

Не менее важна для ребёнка, подвергшегося буллингу в школе, и поддержка от близких. Мы обратились за разъяснениями к психологу Наталье Целевич, что делать в такой ситуации родителям ребёнка, оказавшегося в роли жертвы. Вот её рекомендации для родителей.

1. Взрослые люди, родители не должны вступать в выяснения обстоятельств с ребёнком-буллером. Это будут отношения не на равных, которые надо избегать. Действовать необходимо другим способом. С родителями буллера разговор, скорее всего, тоже не даст положительного результата. Они, скорее всего, накажут ребёнка, а он будет ещё наказывать жертв, которых буллит, вымещать посвящённую агрессию. Понятно, что если ребёнок проявляет агрессию, он усваивает такое поведение из семьи — как один из вариантов.

2. Надо обращаться к руководителю образовательного учреждения, где происходит буллинг. Идём к администрации, педагогу и детально рассказываем, что произошло, и получаем обратную связь. И дальше у нас есть чёткий алгоритм. Мы выясняем, какие меры будут приняты, что нам предлагают. И уже, исходя из предложенных мер, следим за ситуацией.

3. Не пытаемся подружиться с буллером или подкупить его. Это тоже деструктивный момент.

4. Ни в коем случае нельзя пускать ситуацию на самотёк. Нельзя сказать ребёнку: «Давай-ка ты этот конфликт попытайся разрешить сам». Потому что мы, взрослые люди, обязаны защитить. Если это буллинг, а не просто конфликт, преодолевая который, мы взрослеем. Каждый человек сталкивается с конфликтами. Речь именно про буллинг — жестокость, насилие. Мы слышим ребёнка и идём на разговор со взрослыми людьми. Ребёнок, кстати, при этом присутствовать не должен.

5. Дальше, пока мы там разбираемся, ждём, что будут приняты какие-то меры, ребёнку надо дать свою поддержку, чтобы он получил заботу, чувство безопасности, важности, нужности, опоры. Говорим о своих чувствах, что мы его поддерживаем, любим, заботимся. Можно сделать акцент на друзьях, на каких-то дополнительных ресурсных вещах, благодаря которым ребёнок будет чувствовать себя хорошо и безопасно в отличие от этой деструктивной ситуации. Важно помочь обрести ему ещё и такое окружение.

6. Также проясняем правила безопасности: как себя вести и обезопасить, зная определённые места или время, где лучше не бывать одному. Помочь ребёнку создать безопасную среду, чтобы избежать таких ситуаций. Но опять же, мы не избегаем конфликта, не убегаем. Мы приняли меры, проговорили и таким образом дополнительно обезопасили ребёнка.

7. Причины, почему ребёнок-буллер ведёт себя так, мы не знаем. Возможно, нужны обследование и медикаментозная помощь, потому что причины у такой критической агрессии могут быть абсолютно разными, в том числе и требующими медицинского вмешательства. Это риск жизни и здоровью окружающих.

Дорогим родителям я советую идти обязательно до конца, не отпускать ситуацию на самотёк, заботясь о безопасности как своего, так и других детей, подвергшихся буллингу.

Фото: личный архив экспертов
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter