Реклама — двигатель торговли
В декабре минувшего года Госдума окончательно одобрила поправки в федеральный закон «О рекламе», разрешающие рекламу отечественного вина, шампанского и пива на телевидении и радио в ночное время. С 1 января 2015 года реклама вина, в том числе шампанского, произведенного из российского винограда на территории РФ, допускается в теле- и радиопрограммах с 23:00 до 7:00 по местному времени, за исключением трансляций в прямом эфире и детско-юношеских спортивных передач.
Также отечественное вино разрешили рекламировать на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания. Рекламу пива и напитков на его основе теперь мы сможем увидеть или услышать во время трансляции спортивных соревнований, идущих в том числе в прямом эфире (кроме детско-юношеских, а также на телеканалах и радиостанциях, специализирующихся на физкультуре и спорте).
Таким образом, полный запрет на рекламу алкогольной продукции в СМИ и интернете просуществовал ровно два года — с 1 января 2013 года. По мнению правительства, введенные меры направлены на поддержание отечественных виноделов. Однако не противоречат ли заявленные цели национальной задаче по увеличению продолжительности жизни россиян? Общественность видит в данных мерах больше вреда, чем пользы.
Александр Масюк, омский психиатр-нарколог высшей категории:
— Решение опять разрешить рекламу в СМИ российских вин — это явно очередной хитрый «заплыв» пиво-водочного лобби в Госдуме, удачно устроенном на растущем гребне волны всеобщего патриотизма. Очень жаль, что им удалось вернуть рекламу на этот, в основном порошковый, винный продукт. Не секрет, что на винном рынке — сплошной контрафакт. И об этой стороне винного бизнеса надо также информировать народ и финансировать социальные антиалкогольные ролики из выручки от рекламы вина.
Сергей Фамильцев, начальник кинодосугового отдела департамента культуры администрации Омска:
— С точки зрения морали неправильно рекламировать алкоголь с экранов телевидения. Ведь именно с телеэкранов идет мощнейшая пропаганда. К тому же дети не должны смотреть на рекомендацию того или иного алкогольного напитка. Она имеет право на жизнь, но в определенное время, недоступное детям, и, возможно, в определенных местах. Или можно сделать так: сначала пускать рекламу алкоголя, а следом «давать» антирекламу.
Борец со слабоалкогольными энергетиками, депутат Законодательного собрания Омской области также видит негативные последствия этого закона, которые отразятся прежде всего на молодом поколении.
Вадим Морозов, депутат Законодательного собрания Омской области:
— Реклама создана для того, чтобы увеличивать продажи, чего делать нельзя, хоть это будет пиво и вино российского производства. Но насколько спрос увеличится — тяжело сказать. Самое страшное — даже не увеличение продаж алкогольной продукции (это «быстрые» деньги, которые не принесут эффекта), а страшен факт создания этой рекламой определенного стиля жизни, который может подхватить молодежь. И тем самым мы будем с деньгами, которые рано или поздно закончатся, но останемся без здоровой нации, без кадрового потенциала и без будущего страны.
Следует также заметить, что власти не собираются останавливаться только на телевидении и радио. В ноябре 2014 года замминистра связи и массовых коммуникаций России Алексей Волин предложил вернуть рекламу алкоголя и табака в печатные СМИ из-за возможного падения спроса на рекламном рынке в 2015 году, от которого особенно может пострадать печатная периодика. Однако дальше разговоров дело пока не дошло.
Алкоголь станет доступнее и подешевеет
Помимо новшеств в рекламном законодательстве, был принят еще ряд изменений, снижающих «градус» антиалкогольной политики. 29 декабря 2014 года установлена новая минимальная розничная цена (МРЦ) на крепкий алкоголь (более 28% содержания спирта): впервые в истории эта цена будет не повышена, а, наоборот, снижена. Начиная с 1 февраля 2015 года пол-литровую бутылку водки можно будет приобрести не за 220 рублей, как сейчас, а за 185.
Сам президент объяснил курс на снижение водочных цен беспокойством о здоровье жителей РФ из-за употребления суррогатов. Такое решение вызвало возмущение среди антиалкогольных активистов. Российская коалиция за контроль над алкоголем уже направила письмо президенту, в котором раскритиковала решение Росалкогольрегулирования.
Кроме того, 31 декабря 2014 года подписан Федеральный закон, направленный на создание благоприятных условий для развития виноградарской и винодельческой отраслей в России. Согласно изменениям, право производства и оборота вина предоставляется крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям и сельскохозяйственным потребительским кооперативам. Также закон разрешает им розничную продажу в киосках вина, в том числе при оказании услуг общественного питания. Однако эти меры, обеспечивающие резкий рост доступности алкогольной продукции, могут свести на нет результаты предыдущих антиалкогольных кампаний.
Плохая энергетика
В то время как российские власти смягчают политику в сфере оборота алкоголя, в регионах продолжается борьба за здоровье нации. В конце года Омская область вошла в число регионов, где продажа энергетических напитков попала под запрет. Инициатором поправок в региональный закон по регулированию продажи алкогольной продукции выступил Вадим Морозов. С 7 января запрещена продажа продукции с объемной долей этилового спирта от 1,2% до 9%, содержащей тонизирующий компонент (в том числе кофеин). Сегодня подобное табу уже действует в 17 регионах. Сторонники запрета объясняют его необходимость пагубным влиянием столь популярных, особенно среди молодежи, алкогольных энергетиков.
Александр Масюк:
— Во многих цивилизованных странах энергетики уже давно под запретом, вот они и хлынули в страны третьего мира и в Россию. Этот стимулятор центральной нервной системы очень популярен среди молодежи. Скелет и мышечная система у подростков растут, опережая развитие сердечно-сосудистой системы. А коктейль, содержащий кофеин, вызывает дисбаланс в организме подростков, поэтому им этот напиток не стоит употреблять.
Введение запрета на федеральном уровне еще обсуждается. Впервые он вносился в Госдуму еще в марте 2013 года, но был отклонен депутатами. За это время в думском портфеле скопилось несколько законопроектов, предлагающих разные варианты решения проблемы с энергетическими напитками, однако до обсуждения в зале заседаний ни один из них не добрался. И доберется ли?
Ксения Мананкова
Текст опубликован в газете «Ва-банкЪ» №03 от 19 января 2015 года