Драматичность русской души, великолепные пейзажи российских просторов, восхитительная игра актеров, продуманная режиссерская работа — вот что хочется сказать про фильм Звягинцева, который вышел на большие экраны 5 февраля.
Сюжет разворачивается в одном из прибрежных городков России, где царит тихое безвластие, а мэр значит для местных жителей больше, чем кто-либо другой. Он как раз и желает забрать землю главного героя Николая вместе с домом, строительство которого начинал еще его дед. Этот дом живет не совсем бесконфликтной жизнью. У Николая есть красавица жена Лиля и сын-подросток от первого брака. С первых диалогов членов семьи становится понятно, что мира и покоя здесь не будет, хотя многие патриоты России могут обвинить режиссера в подражании Европе и навязывании чуждых нам семейных ценностей.
Как в популярных добрых фильмах, на помощь главному герою приходит старый армейский друг из Москвы. Он собирается взять «за фаберже» зарвавшегося чиновника за счёт собранного в столице компромата. Но в этом фильме добро не побеждает зло. Московского друга-юриста почти хоронят в горах, поэтому надежда отстоять землю и дом улетучивается. Может быть, семья главного героя и выдержала бы насильственное выселение, но после измены Лили становится понятно, что «хэппи энда» не будет.
Несмотря на обилие нецензурной лексики и сленга, этот фильм — не «чернуха», наподобие «Жмурок» или «Груза 200», но и не зеркальное отражение обычной жизни россиян. Фильм выглядит как семейная трагедия, но, если подняться над личной драмой, становится понятно, зачем режиссер смешал личное, государственное и церковное в одну историю. Наверное, Звягинцев таким увидел библейское чудовище — скрученным в жгут отношений, в которых не может быть комфортно человеку, если государство уже вовсю проявило свою гнилостность.
Кульминация фильма — смерть Лили после ссоры с пасынком. Сцена выглядит как самоубийство Катерины в пьесе Островского. Но самоубийство ли? Обвиняют Николая, и режиссер, отсылая нас к самому началу фильма, где еще была жива надежда на светлое будущее, ставит точку во всей этой истории. Герой лишился дома, жены и свободы. Виновен ли он? В этот момент уже неважно.
Важно то, что на «отвоеванной» земле, на обломках семейного счастья и человеческих судеб вырастает храм, как символ иконы всего мироздания. А те судьбы, которые были разбиты о фундамент священного места, наверное, неугодны были ни Богу, ни власти, ни самим себе. Левиафан — это зеркало нашего бытия, те, кто не верит в красоту жизни, просто уходит из нее.