Близится пора выпускных экзаменов. Совсем скоро тысячам омских школьников предстоит сделать свой профессиональный выбор. Стены школ в этом году в Омской области покинут около 11 000 выпускников. Что же может предложить абитуриентам образовательный рынок Омска?
Специалисты уверены, что, несмотря на кризис в экономике, образование детей остается одним из приоритетных направлений для вложения финансовых средств. Родители понимают, что те вложения в образование ребенка, которые будут сделаны сейчас, окупятся через 4–5 лет, когда ребенок получит качественное образование, хорошее трудоустройство, карьерные перспективы и достойную заработную плату. В сложившейся экономической ситуации и сами абитуриенты начинают иначе смотреть на выбор профессии. Ольга Базюк, главный специалист отдела профориентации и профобучения безработных граждан Главного управления госслужбы занятости населения Омской области, уверена, что сегодняшние абитуриенты задумываются над тем, чем они будут заниматься после института, сколько за эту деятельность им будут платить.
Не секрет, что демографическая ситуация 90-х годов прошлого века привела к тому, что сегодня учебным заведениям приходится буквально бороться за каждого студента. Бюджетных мест в регионе сегодня более чем достаточно, но это все же не гарантирует бесплатное обучение по выбранному профилю.
Елена Степанова, секретарь приемной комиссии ОмГТУ, кандидат технических наук, доцент:
— Бюджетные места выделяются на регион, а потом они делятся по вузам. Ведь во многих образовательных учреждениях есть смежные специальности. У нас, например, очень популярно нефтегазовое направление, но нам никогда не дадут на него 100 бюджетных мест. Их дают только 25. Потому что таких же как и мы специалистов готовят в Тюмени, например. А переизбыток специалистов естественно не нужен.
Кстати, переизбыток на рынке труда порождают и сами учащиеся, выбирая гуманитарные направления обучения. Елена Степанова объясняет, что физику многие школьники попросту боятся сдавать и выбирают для сдачи ЕГЭ по истории, обществознанию, а потом, соответственно, идут получать гуманитарные и экономические профессии.
Елена Степанова:
— Родителей и детей часто приходится убеждать, что если есть склонность к техническим наукам, то нужно сдавать физику. Работать со школьниками мы стараемся, начиная с 8-го класса. Если начинать профориентацию позже, то, например, гуманитарию уже сложно будет за 10–11-й классы наверстать математику и физику. Школьников мы приглашаем на экскурсии по вузу, по ресурсным центрам, проводим экскурсии совместно с заводами, чтобы дети посмотрели, чем будут заниматься, что будет представлять их профессия на деле.
|
---|
Участники тематического круглого стола, организованного редакциями газет «Ва-банк», Metro и портала Om1.ru. |
Вообще, у современных выпускников достаточно возможностей для профессионального самоопределения. В условиях конкурентной борьбы за студентов образовательные учреждения готовы проводить экскурсии на предприятия, обучать школьников на базе вузов, проводить в школах уроки по темам, которые читают университетские профессора. Широкие возможности выбора предоставляет выпускникам школ ярмарка образовательных услуг Профвектор.ру.
Максим Трушников, первый заместитель директора департамента образования Омска:
— Профориентация школьников отчасти идет и через общеобразовательную программу. Но основа профориентации — это внеурочная деятельность, через учреждения дополнительного образования, через партнерство с образовательными учреждениями. На образовательные ярмарки мы привлекаем к сотрудничеству центр профориентации, вузы, колледжи, техникумы. Таким образом, мы помогаем ученикам 9-х, 10-х и 11-х классов сориентироваться в многообразии образовательных услуг. При этом мы предлагаем весь спектр образования, а не только учреждения высшего профессионального образования.
Но при всем этом разнообразии профориентационных мероприятий школьники сегодня зачастую ориентируются на результаты сдачи ЕГЭ.
Елена Ващинкина, проректор по профориентационной работе ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия»:
— Часто школьники сегодня говорят: «Вот как сдам ЕГЭ, так и буду выбирать, куда пойду учиться». И это с одной стороны правильный подход, это объяснимо. Дети страхуются, дают себе возможность выбора, обеспечивают себе возможность попасть на бюджет. Хотя, конечно, есть и те, кто точно знает, кем хочет быть, и готовится заранее целенаправленно к поступлению. Сегодня у детей сформировалась еще одна особенность — потребительское отношение. Они привыкли, что учебные заведения сами предлагают свои образовательные услуги, рассказывают о своих специальностях. Поэтому, если о какой-то профессии им никто не пришел и не сказал, то они и знать о ней не будут. Может мы их сами избаловали, своим зазыванием.
Получается, что современные школьники не мечтают о получении той или иной профессии, а для поступления в вуз не требуется особых усилий. Поступление в профессиональное образовательное учреждение рассматривается не как возможность получить профессию и работать по ней, цель ограничивается необходимостью поступления в вуз на бюджет. А что будет дальше, кем потом придется работать — это не так важно, жизнь покажет.
|
---|
Представители вузов уверены, что многие абитуриенты при поступлении ориентируются не на свои желания, а на результаты ЕГЭ. |
Хотя именно на этапе обучения будущие специалисты могут получить первый опыт работы, установить контакты с предприятиями региона. Сегодня многие образовательные учреждения работают в тесной связи с крупными работодателями, которые берут студентов на практику, а в дальнейшем и на работу. Как правило, студенты, начинающие подрабатывать по специальности еще во время обучения, после окончания вуза или техникума имеют более высокий уровень заработной платы, чем другие выпускники. А это для современной молодежи один из важнейших факторов трудоустройства. Несовпадение зарплатных ожиданий вчерашних студентов и возможностей работодателей очень часто становится причиной ухода из профессии.
Оксана Сутягинская, директор по управлению персоналом ООО «Титан-Арго»:
— Есть проблема в мотивации самих выпускников. Мы приезжаем в образовательные учреждения и рассказываем о деятельности нашего предприятия. Первое, что обычно спрашивают студенты, — это уровень зарплаты. А мы тоже вынуждены опираться на ситуацию регионального рынка труда. Есть определенный уровень зарплат, на который мы вынуждены ориентироваться. Многие специалисты уезжают из Омска, потому что в соседних регионах за такую же работу будут платить на порядок больше. Но тут мы не можем конкурировать, потому что есть определенный рынок труда в Омске.
Зачастую сегодня получается так, что после школы выпускники идут получать профессию необдуманно. Осознание жизненных целей, профессиональное самоопределение наступает позже, и вот тут необходимым становится второе образование. Часто необходимость в получении дополнительного образования продиктована профессиональной деятельностью, когда для карьерного роста нужны дополнительные навыки и знания.
|
---|
На круглом столе специалисты обсудили актуальные вопросы высшего образования. |
В этом ключе в Омске проблем нет. Многие образовательные учреждения ориентированы именно на людей, уже имеющих одно профессиональное образование и желающих получить еще одно или повысить уровень своих знаний. Отличная возможность для дополнительного обучения — магистратура. Сегодня ситуация в образовании такова, что поступить в магистратуру на любой профиль может любой человек, имеющий высшее образование.
Ольга Базюк, главный специалист отдела профориентации и профобучения безработных граждан Главного управления госслужбы занятости населения Омской области:
— Например, девушка учится на программиста, но работать по этой специальности не будет. Но она может сопровождать программные продукты в компании, например, в банке. Понимая экономические процессы, ей самой будет легче работать, поэтому она может пойти в магистратуру на экономическое направление. Магистратура дает расширенные возможности дальнейшего трудоустройства.
Главный вопрос, который волнует сегодняшних выпускников, это, конечно, потребности омского рынка труда. Как оказалось, сегодня в Омске сохраняется потребность в рабочих специальностях. Работодателям нужны токари, электрики, сварщики. Ощутим недостаток педагогов и врачей, инженеров специфичных направлений. Но как это ни странно, есть на рынке и потребность в бухгалтерах, в специалистах гуманитарных направлений. Только требуются здесь квалифицированные специалисты с опытом работы.