om1.ru
Евгений Евтушенко: «Омск — город поэтов» В Музыкальном театре прошел поэтический вечер, автором идеи которого является ставший при жизни классиком русской литературы Евгений Евтушенко. Мэтр рассказал о любви к омским поэтам и недовольстве современными стихами.

Евгений Евтушенко: «Омск — город поэтов»

В Музыкальном театре прошел поэтический вечер, автором идеи которого является ставший при жизни классиком русской литературы Евгений Евтушенко. Мэтр рассказал о любви к омским поэтам и недовольстве современными стихами.
Евгений Евтушенко: [«Омск — город поэтов»]
24 июня 2015, 19:00

Евгений Евтушенко родился 18 июля 1933 года на станции Зима в Иркутской области. В 1951 году он поступил в Литературный институт имени Максима Горького, откуда в 1957-м был отчислен с формулировкой «за непосещение лекций». Только в 2001 году поэт получил диплом об окончании института. В 1952 году вышел первый сборник его стихов «Разведчики грядущего». В том же году Евгений Евтушенко был принят в Союз писателей СССР, став самым молодым его членом. С 1991-го он вместе с семьей живет в США. Стоит также отметить, в 1963 году поэт был номинирован на Нобелевскую премию по литературе, а в 1994-м его именем названа малая планета Солнечной системы (4234 Evtushenko).

 — Поэты уже давно не собирают стадионы, а современному поколению курсы валют намного интереснее стихотворений. Зачем вам потребовалась такая манифестация своего творчества, как утверждение «поэт в России больше, чем поэт»?

 — Стали забывать поэзию, и необходимо было напомнить. Я, например, недавно прочитал антологию «постевтушенковской поэзии». Безумно обрадовался, когда ее увидел, потому что я только закончил составление семисотстраничной моей третьей антологии, посвященной Великой Отечественной войне. В ней собраны классики того периода, такие как Симонов, Твардовский, и затем следующая плеяда, которая была воспитана самой войной — Луконин, Межуров, Наровчатова и многие другие. Туда я решил обязательно ставить войну, увиденную глазами детей, то есть нашего поколения. И вдруг понял, что в этой антологии нет ни одной строки о Великой Отечественной войне. Да, все эти ребята родились после войны, но это ничего не значит. Я был просто поражен, листал, листал… И не наткнулся вообще ни на одно историческое событие — ничего нет! Там лирика комнатной температуры, без всяких страстей, сексик какой-то, а не любовь (я специально использую такое уничижительное слово). Ничего равного и похожего на мои «Братскую ГЭС», «Фридриха Энгельса», как будто всего этого просто не было. Я не могу понять, как это вообще случилось? Не хочется превращаться в сварливого старикашку и все время поучать, но что делать, если люди сами не понимают — невозможно быть поэтом, особенно такой страны, как Россия, не увязывая поэзию с историей.

 — В Омске 22 улицы носят имена омских поэтов. Можно ли наш город считать городом поэтов?

 — Безусловно. Мой отец был ходячей антологией поэзии, он очень любил Павла Васильева, омского поэта. Читал мне его стихи (а в то время книги Васильева были конфискованы): «Крутит свадьба серебряным подолом, а в ушах у нее не серьги, подковы!» (отрывок из поэмы Павла Васильева «Соляной бунт» — прим. ред.). Это было божественное исполнение! Замечательным поэтом был Леонид Мартынов, я читал его ранние стихи. Правда, большим ударом было узнать, что он странным образом предал Пастернака.

 — Вы выступаете с культурно-просветительским туром. Считаете, что недостаточно сейчас у молодых знаний о поэзии?

 — В «постевтушенковской поэзии» гражданской лирики почти не звучит. Есть сейчас талантливые поэты, мне нравится Вера Полозкова — она интересная и своеобразная, очень хорошая исполнительница. Но это не означает, что Полозкова является единственным ориентиром гражданской поэзии. У нее есть свой взгляд на положение женщины в современном мире, и она его отстаивает. Вера очень талантливая, но она — редкое явление. А вот когда Вера Павлова занимается сексуальными упражнениями вместо настоящих стихов — это обидно. Она свой талант раздаривает. Я даже обратился к ней со стихотворным посланием вместо статьи, чтобы она бросила ругаться матом.

 — Поэт Евгений Рейн как-то сказал, что Пастернак писал на пастернаковском языке, Мандельштам — на мандельштамовском, а Ахматова на русском. Можно ли узнать, на каком языке пишет Евгений Евтушенко?

 — Мне трудно обсуждать себя. Не могу быть объективным. Тот же поэт Евгений Рейн, друг Бродского, когда составлял список великих русских поэтов, включил меня туда. А Бродского нет. Вот этот парадокс меня поразил.

 — Вы не тоскуете за границей по России?

 — Почему тоскую? Я и есть Россия! (Смеется). О родной стране я часто вспоминаю.

 — Когда в следующий раз вас ждать в Омске?

 — Глава Омской области Виктор Назаров пригласил меня принять участие в вечерах поэзии зимой. Я ему сказал, что, к сожалению, не могу приехать. И тогда он, что было большим жестом с его стороны, сказал: «Ради вас мы перенесем мероприятие, чтобы вы научили уму-разуму наших молодых поэтов». Мы организуем вечера поэзии, и я проведу мастер-класс. Город Аркадия Кутилова, Павла Васильева, Леонида Мартынова заслуживает к себе особого отношения.

Екатерина Сережина

Текст опубликован в газете «Ва-банкЪ» №25 от 22 июня 2015 года

Фото: Лидия Чесакова
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter