om1.ru
Омский «левша» о жизни в миниатюре: интервью Анатолия Коненко Член союза художников России или самый знаменитый омский «левша» Анатолий Коненко рассказал о том, как обычная чурка в его руках превращается в книгу и что он подарит Омску на 300-летний юбилей.

Омский «левша» о жизни в миниатюре: интервью Анатолия Коненко

Член союза художников России или самый знаменитый омский «левша» Анатолий Коненко рассказал о том, как обычная чурка в его руках превращается в книгу и что он подарит Омску на 300-летний юбилей.
Омский «левша» о жизни в миниатюре: [интервью Анатолия Коненко]
27 июля 2015, 19:00

 — Анатолий Иванович, расскажите, над чем трудитесь в настоящее время?

 — Работаю над созданием серии миниатюрных деревянных книг. Они отличаются тем, что имеют изобретенную мной конструкцию. Я беру чурочку (разных пород деревьев — от южных до северных), раскалываю ее определенным образом и соединяю получившиеся странички с торца. Страницы получаются кривые, но в этом и прелесть. Расколоть дерево даже одной породы одинаково невозможно. Каждая книга получается уникальной. Открывая ее, читатель видит структуру дерева и текст с рисунками, выполненными вручную.

 — Какие эмоции наблюдаете у людей, когда они разглядывают ваше творение?

 — Каждый человек хочет взять такую книгу в руки, посмотреть, прочитать содержимое. Люди, я уверен, испытывают просто эстетическое наслаждение при этом. Они читают то, что знают с детства — Сергея Есенина, Александр Сергеевича Пушкина. Но произведения этих авторов открываются с другой, новой стороны.

 — Откуда черпаете вдохновение для творчества?

 — Как любой творческий человек, я ощущаю окружающий мир по-своему, поэтому пытаюсь запечатлеть его в миниатюрах. Вдохновение в моём любопытстве.

Самая маленькая модель бас-гитары группы Scorpions (9,9 мм).

 — Как у вас рождаются идеи?

 — Не так давно — 20 июня — в небольшой деревушке Азъ Граде, которая находится в 40 км от Омска и в настоящее время активно застраивается, построили деревянный дом и организовали в нем музей топоров. Каждый посетитель может увидеть даже каменные орудия, а также все, что связано с плотницким делом. Вещи там действительно уникальные, из разных времен и стран. За две недели до открытия мне удалось выполнить миниатюрный топорик длиной в 6 мм, который легко разместился бы на рисовом зёрнышке. Лезвие выполнил из сплава серебра, а топорище из скорлупы абрикосовой косточки. Топорик вложил в лапки комарику. Получился комар-дровосек. На открытии музея коллекция пополнилась вот таким интересным экспонатом.

 — Сколько времени уходит на изготовление книги в миниатюре?

 — По-разному. Можно и за один день сделать — то есть расколоть, отшлифовать, соединить страницы. Второй этап — написание текста — занимает еще несколько дней. Но все зависит от того, сколько текста и иллюстраций. Это кропотливая работа.

 — Какой подарок готовите Омску на 300-летие?

 — Сейчас работаю над книгой, которая называется «Омск — птица счастья». Это самая настоящая бумажная, с деревянными корочками книга об Омске. На ней сидит птица, крылья которой и есть корочки, таким образом, книга и птица — одно целое. Такую миниатюру из расщеплённого дерева выполняют архангельские мастера. Особая конструкция объединила птицу с книгой. Когда открываешь книгу-птицу — крылья распахиваются, и на бумажных страничках видишь иллюстрации и текст о любимом городе. Долго думал о самой технологии: какое дерево брать, как его расщеплять. Ушло больше трёх лет. Я показал уже ее мастерам и коллекционерам из Москвы, Калининграда. Хотелось получить отзыв на свою работу. У людей был восторг. Думаю, что городу на юбилей в следующем году эта тиражная книга и будет замечательным подарком. Также я готовлю новые миниатюры, которые хочу добавить в постоянную музейную экспозицию. Объединять экспозицию будет тема 300-летия Омска.

 — За какие работы испытываете особую гордость?

 — Мои работы можно увидеть в постоянных экспозициях в таких городах, как Монтелимар (Франция), Прага (Чехия), Безалу (Испания), Москва, Санкт-Петербург, Омск. Также постоянно я провожу персональные выставки в разных городах нашей страны. Недавно был во Владивостоке, где как раз представлены мои работы. Работники музеев, куда миниатюры доставляют впервые, зачастую относятся к выставке настороженно, но затем, видя отзывы и отношение к ней посетителей, продлевают срок проведения. Работы в экспозиции подобраны таким образом, чтобы можно было охватить наибольшее количество видов прикладного искусства в миниатюре. Они дополняют друг друга и становятся интересными для людей с разными вкусами и предпочтениями.

 — Случались ли порывы, когда хотели бросить «миниатюрное дело»?

 — Нет. Ни разу в жизни. У меня ещё очень много интересных задумок, поэтому как же я могу остановиться на полдороги и недоделать все то, что было начато несколько лет назад.

 — Вы серьезно подошли к делу, когда делали выбор, чем заниматься в жизни?

 — Да, я уже был достаточно взрослым, закончил худграф. В то время занимался не миниатюрой, а делал гравюры, выставлял их. В тот период появилась тяга к миниатюрному искусству. В музее имени Федора Михайловича Достоевского появилась возможность выставить первые работы. Они привлекли к себе внимание посетителей. Изготовил несколько макетов. Макет Омского острога с внутренней планировкой помещений, устройством полатей, печей и окон. Макет дома коменданта Омской крепости. Затем экспозиция миниатюр стала разнообразной и востребованной другими музеями и выставочными залами.

Ракетоноситель «Космос-3М» в ушке иголки.

 — Как относятся близкие к тому, что вы больше времени уделяете работе?

 — Мне повезло, мои родные — жена, сын и дочь — полностью разделяют мою «миниатюрную жизнь». Дети уже взрослые и занимаются своими направлениями. Супруга работает со мной вместе. Она выполняет иллюстрации ко многим миниатюрам. Большинство книг сшивает она. В этом деле необходимы и женские руки.

 — Хотели бы, чтобы ваше дело продолжали внуки?

 — Вокруг нас столько интересного, что они смогут найти дело по душе. Важно привить им любовь к обучению, спорту, искусству, языкам… В свои три годика внучка Маргарита любит рассматривать всё, что её окружает, через лупу, а маленьких насекомых, бабочек и цветочки на даче — через микроскоп. София учится в школе, поэтому ей нравится музыка, рукоделие, спорт (недавно получила очередной пояс по карате). Говорит, читает и пишет на двух языках. Внук Александр любит писать, изучать историю, заниматься программированием, конструированием. Изучает четвёртый язык. Им всем нравится лепить, рисовать маленькие вещи. Пока через это они познают мир.

 — Как реагируют родственники известных людей, которых вы так или иначе увековечили в своих работах? Знаю, например, что вами сделан миниатюрный портрет Владимира Высоцкого на полированной пластине из бивня мамонта 10×16 мм.

 — Портретов известных людей я нарисовал немало. Одни на срезе макового или рисового зёрнышка, другие на кедровом орешке или янтаре. Много авторских портретов в изданных миниатюрных книгах. Не так давно в Омск приезжал потомок Михаила Юрьевича Лермонтова — полный его тезка, который является советником министра культуры России, директором Национального лермонтовского центра в усадьбе Середниково. Я спросил у него, знает ли он, что в Омске издана самая маленькая в мире книга Лермонтова на двух языках 8×9 мм. Он был приятно удивлён этой новостью. Через время в Москве в Национальном лермонтовском центре в Середниково мы встретились вновь. Я привез миниатюрные книги со стихами Михаила Лермонтова, изданные мной, и подарил их музею. В ближайшее время планируем провести презентацию другой самой маленькой книги Лермонтова размером 1×1 мм. Сборник стихов называется «Молитва». Туда вошли стихотворения: Гроза, Желание, Пророк, Молитва. Книга содержит 32 страницы и портрет размером 0,5×0,6 мм.

Ярослав Поклонов

Текст опубликован в газете «Ва-банкЪ» №30 от 27 июля 2015 года

Фото: konenko-blog.livejournal.com
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter