Омские СМИ облетела новость, что частные перевозчики обращаются к жителям города с тем, чтобы они повлияли на ситуацию, складывающуюся в сфере пассажирских перевозок. В одной из маршруток было размещено объявление - в апреле 2016 года с омских дорог администрация уберет все «ГАЗели» малой вместимости, а значит, в городе сократится количество пассажирского транспорта. В этом же объявлении приведены телефоны городского дептранса, а омичей просят обращаться к властям, чтобы ситуацию изменить, ведь в конечном итоге избавление от стареньких «ГАЗелей» скажется, в первую очередь, на пассажирах.
Тем не менее, далеко не все омские перевозчики склонны верить в то, что это объявление подлинно.
Владимир Геворгян, предприниматель, председатель совета СРО «Омские перевозчики»:
— Откуда это объявление вообще взялось? Даже если эта бумажка и есть, то это, вероятно, личное отношение водителя к ситуации, которая скоро произойдет с омским пассажирским транспортом. С 1 апреля 2016 года все омские частные перевозчики станут нелегалами, городская администрация знает об этом, но ничего не делает. Я тоже буду нелегальным перевозчиком с 1 апреля. А все дело в том, что, когда в 2013 году с мэрией Омска заключались договоры на осуществление пассажирских перевозок, было условие, что в течение 3-х лет перевозчики обязаны заменить все «ГАЗели» малой вместимости на более вместительный транспорт. Но когда это условие прописывалось в 2013 году, это были благословенные времена. Не было никаких воин, конфликтов, санкций против России, автомобиль стоил определенную цену, кредиты были доступные, доллар стоил в 2 раза дешевле. С тех пор прошло 3 года, но почему-то никто не видит, что за это время ситуация сильно изменилась. Вот что поражает! И вот это решение, что с 1 апреля 2016 года все становятся нелегалами, потому что не заменили транспорт, оно вредительское. Это решение, которое 3 года назад казалось правильным, сейчас неправильное, потому что заменить транспорт возможности нет, денег в России стало очень мало, а в Омске еще меньше.
Ситуацию в сфере пассажирских перевозок осложнил нашумевший 220-й федеральный закон. Владимир Геворгян считает, что в Омске этот закон до сих пор трактует кто как хочет. А все дело в том, что согласно закону на каждую единицу общественного транспорта должна быть получена маршрутная карта. Без этой карты машина на маршрут выходить не имеет права. Однако, городская администрация эти самые карты маршрута будет выдавать только на транспортные средства большой вместимости, то есть перевозчикам, которые заменили старенькие «ГАЗели» на более вместительные микроавтобусы. Те перевозчики, которые этого не сделали, маршрутные карты не получат. А если без карт «ГАЗели» продолжат работать, то они будут считаться нелегальными, в этом уверены перевозчики.
Владимир Геворгян:
— Город всколыхнется, когда информация будет доведена до жителей, когда омичам попросту станет не на чем ездить.
А не на чем омичам станет ездить, по мнению перевозчиков, к середине лета 2016 года. Дело в том, что хоть без маршрутных карт выходить пассажирские машины в рейс и не могут, скорее всего, ездить они продолжат до 15 июля. Потому что ответственность водителя и перевозчика за перевозку пассажиров без маршрутной карты 220-й федеральный закон предусматривает именно с 15 июля. Водителю за такое нарушение грозит штраф в 5 000 рублей, а вот юридическому лицу, то есть перевозчику, — до 300 000 рублей.
В департаменте транспорта отмечают, что такие меры будут способствовать уходу с рынка нелегальных перевозчиков. Игорь Кожухов, заместитель городского департамента транспорта, считает, что сейчас нелегально по городу передвигается примерно 1 500 маршрутных «ГАЗелей». Он же говорит о том, что легальные перевозчики, имеющие договоры с дептрансом уже приступили к замене маловместительного автотранспорта. И эта работа по замене продолжается, в скором времени у легальных перевозчиков, по мнению чиновника, останется только около 1 000 старых «ГАЗелей».
Игорь Кожухов, заместитель директора департамента транспорта администрации Омска:
— Обязанности заменить старые «ГАЗели» на более вместительный транспорт была оговорена с перевозчиками 3 года назад. Да, сейчас перевозчики ссылаются на экономическую ситуацию, на стоимость доллара, чтобы не менять машины. Но можно было замену сделать и 2, и 3 года назад. Никто не говорит о том, что нужно покупать дорогие микроавтобусы Ford, можно поддерживать отечественного производителя, покупать современные вместительные маршрутки «ГАЗ», они и дешевле, и льготы на них предлагаются, в том числе, есть программы по обмену старых машин на новые. И многие перевозчики, которые хотят работать, машины меняют. Но есть и перевозчики, которые и с рынка уходить не хотят, и транспорт менять не хотят. Они и поднимают общественность, обращаются в СМИ. Но если сегодня мы согласимся на условия, которые предлагают перевозчики, то через несколько лет мы в городе не увидим автобусов большой и средней вместимости, в лучшем случае будут только микроавтобусы типа Ford, а значит, мы не избавимся от заторов на остановках. Нужно все-таки смотреть в будущее.
Игорь Кожухов уверен, что в большинстве своем перевозчики машины заменят, поэтому проблемы с нехваткой маршруток в Омске не возникнет. По словам заместителя директора дептранса, время еще есть, а до лета 2016 года будет с перевозчиками вестись работа, какие-то механизмы помощи для перевозчиков, которые хотят работать и готовы обновлять автопарк, будут подбираться. Кроме того, Игорь Кожухов отмечает, что в дептранс постоянно обращаются перевозчики с вместительными машинами, которые готовы заключать с администрацией договоры и выходить на маршруты. Но мэрия такие договоры заключать не может, поскольку на рынке свободных мест нет, маршруты заняты, в том числе, и старыми маловместительными «ГАЗелями».
Игорь Кожухов:
— Маршрутные карты мы уже закупили, мы уже приглашаем перевозчиков и начинаем эти карты выдавать. На одно транспортное средство выдается одна маршрутная карта. Карты мы эти будем выдавать только на маршрутки с увеличенной вместимостью, то есть «ГАЗели» эти карты действительно не получат. Это значит только то, что перевозчики не смогут выпускать в рейсы старые «ГАЗели», но от этого сами перевозчики не станут нелегалами. Новые маршрутки будут спокойно легально работать, а вот если перевозчик все же выпустит в рейс маловместительное маршрутное такси без маршрутной карты, то ему придется заплатить штраф, а также оштрафован будет водитель машины.
В дептрансе считают, что все, кто хотят работать, на рынке — останутся, а кто не хочет следовать новым правилам — уйдет. А исчезнуть старые «ГАЗели», так же как и нелегалы, должны ориентировочно в июле 2016 года, после того, как начнут действовать штрафы за отсутствие маршрутных карт.