Сегодня на пресс-конференции руководство Лицейского театра и представители администрации постарались «уладить недопонимание», возникшее после неожиданного переноса спектакля «Хоровод». Постановку не сняли с репертуара, а отложили до осени, сообщили прессе.
Что послужило конкретной причиной — позиция администрации, письмо из епархии или внезапная болезнь актера, сказать по-прежнему трудно. По словам художественного руководителя театра Сергея Тимофеева, письмо от священника, имя которого называть не стали, все же приходило, но его восприняли как частное мнение, а не как позицию епархии. Со священнослужителем удалось достичь понимания, но выход спектакля 8 июля — в День семьи и верности — показался неудобным в итоге самому худруку и департаменту культуры.
Сергей Тимофеев, художественный руководитель Лицейского театра:
— Мы не учли, что есть часть людей, которые очень щепетильно относятся к этому дню и готовы протестовать, если премьера состоится 8 июля. Возникла мысль и у меня лично, к сожалению, поздняя. Как режиссер я считаю, что на сцене возможно все талантливое, живое, не ущемляющее достоинство человека и не запрещенное законом. А вот как художественный руководитель я с ужасом осознал, что огромное количество людей считают нас такой «тимуровской командой» и готовы, чтобы мы были только такими. Это моя драматическая ошибка. Мнение церкви мы послушали, она — такая же часть общества, но отменять спектакль в планах не было.
В мэрии, по мнению Тимофеева, тоже оказались не готовы к тому, что «лицеисты» выросли из «коротких штанишек». Этим худрук объясняет эмоциональную реакцию директора депкультуры Владимира Шалака, который ранее на телекамеру заявил, что спектакль «скабрезный» и «не для Лицейского театра».
Сам Шалак на пресс-конференцию не пришел, сославшись на занятость перед Днем города. Однако его зам Владимир Демченко категорически отверг все обвинения в цензуре.
Владимир Демченко, заместитель директора департамента культуры мэрии Омска:
— Никакой цензуры в департаменте нет. В театре есть устав, положение, инструкции, которые сотрудники обязаны выполнять как муниципальные служащие. Но в этих рамках они вполне независимы. Владимир Васильевич (Шалак — ред.) в театре не был, но смотрел на видео. И я посмотрю на вас, когда вы сами это увидите. Но мы не даем оценок. Спектакль, конечно, дискуссионный, вопросы к режиссеру есть. Дождемся премьеры и обсудим все вместе.
В этой ситуации болезнь актера, послужившая официальным предлогом для переноса спектакля, для руководства стала облегчением.
Сергей Тимофеев:
— И тут заболел актер. Если честно сказать, выдохнули. Конечно, это малодушие, но не знаю, как бы я ставил эту пьесу 8 числа.
В итоге худсовет принял решение о переносе премьеры на октябрь, когда начнется сезон и все вернутся к работе. Будут ли изменения в спектакле, пока не ясно. В театре уверяют, что это будет решать режиссер Петр Шальша, которого осенью рассчитывают снова видеть в Омске.
При этом премьеру могут переместить в более просторный зал — зрительский интерес после скандала явно вырос. В театре шутят, что продажи билетов обеспечены на 5 лет вперед.