Мастер-планом архитекторы назвали стратегический, пространственно-привязанный документ, в котором определены приоритеты развития города согласно ценностям самих омичей. Он содержит видение будущего Омска, за которым должны последовать проектные решения. Идея сделать его родилась у ИТП «Град» без соответствующего заказа от властей весной прошлого года, за которой последовали исследования общественного мнения, статистических характеристик о различных системах города, карт.
В итоге создатели пришли к выводу, что город имеет устойчивое отрицательное сальдо миграции, причем ежегодно уезжают более 5000 омичей с высшим образованием, низкие расходы бюджета на душу населения, дорожное хозяйство, транспорт, благоустройство и экологию. При этом наблюдается нерациональная, громоздкая структура управления Омском и высокие расходы на функционирование высшего должностного лица в 10 раз превышают аналогичные затраты в Тюмени, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, которые себя не оправдывают.
— Низкий уровень доходов и покупательная способность тормозят развитие малого и среднего бизнеса, а неблагоприятная городская среда создает стресс и способствует тому, что жители не считают Омск своим домом, — считают урбанисты.
Ценности местных жителей по данным исследований
Концептуальные решения мастер-плана представила главный архитектор проекта Варвара Семина. Прежде всего, предлагается сохранить малоэтажное строительство, то есть частный сектор, уникальностью которого так восхитились французские журналисты, будучи в Омске, благоустроить его, сохранить набережные и поймы, являющиеся своеобразными легкими города, парки и, конечно, добавить новые природные зоны, а вместе с тем отдать неиспользуемые территории предприятий под перезагрузку, создать там новые общественные пространства.
Пространственно-ментальное восприятие Омска жителями
На основании пространственно-ментального восприятия авторы предложили выделить 28 районных подцентров
При этом город не может развиваться без совершенствования транспортной инфраструктуры. Мастер-планом намечена целая сеть новых причалов, четыре автомобильных моста, в том числе два через Иртыш, три моста для пешеходов, причем один — у стрелки Иртыша и Оми. Планируется создать единый пересадочный узел, переместив автовокзал в район вокзала железнодорожного, поскольку сейчас они сильно оторваны друг от друга. Городской аэропорт отмечен там, где он есть сейчас, в том, что он находится в черте города, создатели видят еще одну уникальную характеристику города. А вот Федоровка не попала на карту, равно как и метро. Архитекторы, как и многие горожане, сошлись во мнении, что в обозримом будущем омичи не увидят подземку.
Быстрые победы, которые помогут завоевать доверие омичей
- Волочаевский пивзавод и ТЭЦ-1
Преобразование заброшенных знаковых зданий в культурные центры нового для Омска формата.
- Куйбышевский пляж
Благоустройство излюбленного места летнего отдыха омичей.
- Тарский квартал
Реконструкция центральной пешеходной улицы.
- Пруд в парке 30-летия ВЛКСМ
Очистка и благоустройство уникального природного объекта.
- Дизайн-код
Регулирование внешнего облика рекламных и информационных конструкций.
По замыслу создателей, к 2033 году Омск будет конкурировать с ведущими городами страны и мира за талантливых людей, за то, чтобы стать для них домом. Главными факторами выделены — уважения и знания — основополагающие качества Омска-2033. Полагается, что при реализации предложенных направлений развития Омск станет городом с отличной экологией и городской средой, который будет притягивать творческих и успешных людей, в том числе предпринимателей и ученых. При этом он останется спокойным и размеренным городом.
На урбанистические чтения пригласили и представителей власти. В их числе — вице-губернатор Омской области Владимир Компанейщиков. Перед началом мероприятия он рассказал о перспективах подобного документа, насколько он сможет быть реализован.
Однако на саму презентацию мастер-плана чиновник остаться не смог. Создатели планируют разослать документ всем потенциально заинтересованным лицам. В том числе в адрес градоначальника уже оформилось несколько рекомендаций, которые объединили в «Программу для мэра Омска».
— Реализация концептуальных предложений мастер-плана невозможна без проявления политической воли мэра, — говорится в документе.
Первоочередным мероприятием названа необходимость «сократить расходы на функционирование главы администрации и увеличить финансирование других значимых для города сфер». Это, к примеру, дорожное хозяйство, транспорт. Далее, предлагается изменить организационную структуру администрации, внедрить технологии общественного участия. Непосредственно в части градостроительства авторы озвучили необходимость утвердить местные нормативы градостроительного проектирования, актуализировать генеральный план и правила землепользования и застройки. То же, по сути, относится и к таким сферам, как благоустройства, озеленения, охрана окружающей среды, то есть актуализация, инвентаризация, усиление надзора.