В сети Интернет активно распространяется информация, призывающая не платить за коммунальные услуги.
Речь идет о Постановлении Правительства РФ №97 от 11 февраля 2016 года «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2016-2018 годы».
Согласно этому документу, на оплату коммунальных платежей собственникам жилья действительно из федерального бюджета выделяются внушительные трансферты на общую сумму в 768 млрд руб. При этом в бюджет Омска на 2017 год на оплату коммунальных услуг и капитального ремонта совокупно выделялись деньги в размере 121 рубль 30 копеек в месяц на каждый метр общей площади жилья. На 2018 год эта сумма была заложена в размере 126 рублей 10 копеек на каждый метр общей площади жилья.
Этими трансфертами, как уверяют активисты, каждому гражданину компенсируются жилищно-коммунальные платежи едва ли не в полном объеме. А региональные власти эти средства якобы до граждан просто не доводят, а распределяют на другие цели.
Авторы при этом указывают, что в ПП №97 нет информации, что данный федеральный стандарт применяется не ко всем гражданам, а лишь к отдельным, льготным его категориям и является лишь мерой дополнительной социальной поддержки. В связи с этим они делают вывод, что данные нормативы должны действовать одинаково для всех собственников жилья Омска без каких-либо условий и ограничений.
Возмущенные граждане призывают стучать во все инстанции в поисках правды. Пишут письма на имя президента с требованием предоставить исчерпывающие разъяснения, касательно 97-го Постановления и пояснить им, на каком основании «разного рода управляющие компании (которых даже нет в Жилищном кодексе РФ) требуют у собственников жилья оплату за коммунальные и прочие услуги, если они должны ее требовать с распорядителей межбюджетными трансфертами? И как вообще распределяются эти трансферты?»
Чтобы прекратить подобные манипуляции, портал Om1.ru обратился напрямую к распорядителям федеральных трансфертов – региональному Министерству финансов. Мы попросили внести ясность в данном вопросе и предоставить информацию, в каком объеме ежегодно в регион поступают средства в рамках 97-го Постановления на компенсацию коммунальных услуг и как они распределяются?
Главное, что нам пояснили, выдергивать ПП №97 без связи с основными документами бессмысленно, поскольку оно лишь утвердило нормативы. При этом основное Постановление №541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» было утверждено еще в августе 2005 года.
Министерство финансов Омской области:
– Постановление Правительства РФ от 11.02.2016 №97 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2016-2018 годы» утратило силу с 17 мая 2017 года. Этот документ действительно устанавливал для каждого региона в отдельности федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в целях определения размера межбюджетных трансфертов.
Эти федеральные стандарты учитывались при расчете субвенций региональным бюджетам на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, относящихся к льготникам федерального регистра. Методика распределения данных субвенций предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 №861 и учитывает, помимо федеральных стандартов, численность проживающих на территории региона граждан, относящихся к указанным категориям.
Порядок предоставления этой меры социальной поддержки льготникам федерального регистра предусмотрен Постановлением Правительства Омской области от 02.12.2009 № 229-п. Поддержку по этому направлению предоставляет Министерство труда и социального развития Омской области. Мера поддержки при этом носит заявительный характер. Размер выплаты зависит от фактически начисленного размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Остаток неиспользованных средств по окончанию финансового года в полном объеме возвращается в федеральный бюджет.
В 2016 году из всего объема предоставленной субвенции (1,113 млрд рублей) на выплаты гражданам направлено 971,1 млн рублей, в 2017 году – 957,7 млн рублей (из предоставленных 1,018 млрд рублей). Остатки средств возвращены в вышестоящий бюджет.
Министерство финансов Омской области:
– Таким образом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ №97 регионам действительно определялся размер субвенции на оказание мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, но исключительно для льготников федерального регистра.
Сотрудники ведомства также подчеркнули, что «субвенция – это целевой трансферт на переданные Федерацией полномочия (в данном случае – на оплату жилищно-коммунальных услуг для льготников федерального регистра), и ни на какие другие расходные статьи эти средства распределены быть не могут, это категорически исключено».
Объем субвенции также жестко фиксирован – Федерация перечисляет средства на эти цели в строгом соответствии с количеством граждан, относящихся к конкретной категории льготников. Поэтому уверения о том, что согласно Постановлению №97 все без исключения граждане имеют возможность претендовать на выплаты, не имеют под собой никаких оснований.
И, к слову, в мае 2017 года действие Постановления Правительства РФ №97 было прекращено, как пояснил Минстрой РФ, «с целью оптимизации законодательства в части распределения субвенций». В Минстрое РФ при этом подчеркнули, что «отмена федеральных стандартов никаким образом не связана и не повлияет на назначение и предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (письмо от 26 июля 2017 года).