Сегодня мэрия решила продемонстрировать журналистам, как в городе чистят ливневки после дождей. Прессу собрали у администрации Центрального округа, где как раз работала одна из бригад. Отчет о том, чем занимаются дорожники, дал начальник Центрального дорожно-эксплуатационного участка (ДЭУ) «Управления дорожного хозяйства и благоустройства» Евгений Гонцев. Правда, рассказывал он только о ситуации в своем округе.
Евгений Гонцев, начальник Центрального ДЭУ:
— В Центральном округе 1247 дождеприемных колодцев и около 840 смотровых. Весной в течение двух месяцев мы полностью отрабатываем всю сеть, выявляем проблемные места. Летом наблюдаем: периодически происходят аварийные ситуации, где-то что-то забивается. Тогда мы повторяем работы. И перед зимой снова повторно проводим очистку всей сети.
Работы на улице Герцена назвали плановыми. Ливневка там была забита до основания. Рабочие сначала «разрыхляли» мокрый грунт вручную, затем проливали его водой из шланга, а грузовик с насосом откачивал жижу, освобождая колодец для новых потоков дождевой воды с дорог. Какое количество грязи извлекли из него, можно увидеть на фотографиях.
Логично было бы предположить, что после нескольких дней почти непрерывных дождей работы у дорожников прибавилось. Однако, по словам Гонцева, они работают в плановом режиме. В последнее время поступила только одна жалоба на забитую ливневку на пересечении улиц 30-й Северной и Герцена. Ее очистили сегодня ночью.
— Остальное успевали оперативно отработать без заявок, — заявил чиновник.
Вместе с тем, по его словам, в администрации готовы круглосуточно принимать заявки от местных жителей. Пожаловаться на забитую ливневку можно в диспетчерскую ДЭУ Центрального округа по телефону 904–804. Дорожники обещают отреагировать в течение 2-3 дней, в зависимости от объема работы.
Евгений Гонцев:
— Зависит от степени загрязнения. Одна бригада может очищать до 20 колодцев в день, но бывает и один колодец в день. Степень загрязнения определяет мастер дорожный службы, ответственный за ливневки. Он периодически их осматривает. Много помогают жители частного сектора, которые сообщают в администрацию о забитых ливневках.
Летом постоянно работают 1-2 бригады, состоящие как минимум из поливомоечной машины, 2-3 дорожных рабочих, самосвала и откачивающей техники. Весной и осенью, в пиковый период, на омские дороги одновременно выходит до 10 бригад. Очистку могут вести двумя способами: вручную, но это трудоемко и не совсем удобно, и с помощью воды из шлангов и насосов. Иногда при этом рабочие делают интересные находки: например, ювелирные украшения. Но чаще всего попадаются бутылки и бытовой мусор.
Причем такие работы довольно затратные: только в Центральном округе на них уходит около 10 млн рублей в год. От потопов улицы это не спасает, но тут другая глобальная омская проблема – нехватка ливневок.
— Я не скажу, что мы не справляемся. Просто у нас есть дороги, не оборудованные ливневой канализацией. Там, где есть сеть, она работает, — отметил Гонцев.
Пока проблема очень медленно решается. До сих пор капитальный ремонт дорог за федеральные деньги обходится без обустройства ливневок.
— Основные разрушения происходят из-за переувлажнения основания. Если бы везде была ливневая канализация, дорожное покрытие было бы гораздо проще сохранить, — признал чиновник очевидный факт.
На вопрос, какое количество ливневок нужно округу, Гонцев ответить затруднился, но, по его мнению, было бы неплохо увеличить сеть в 4-5 раз.
На некоторых улицах без ливневок из положения выходят, срезая обочины и вывозя грунт. Мера эта не очень популярная: вода с дороги уходит, но скапливается в придорожных канавах и может подтапливать подъезды к дворам в частном секторе. Тем не менее к ней прибегают довольно часто.
При этом Гонцев считает, что за потопы в частном секторе отвечают сами жители: они не роют на своих участках канавы, в результате их топит после каждого дождя. Администрация, по его мнению, тоже не обязана заниматься этой проблемой. Она приходит на помощь лишь в чрезвычайных ситуациях.
Евгений Гонцев:
— Ответственность за отвод воды в частном секторе несут, в первую очередь, сами жители. Каждый должен прокопать себе канаву и отводить воду от приусадебных участков. Как правило, раньше были канавочные канализации, которые вели к коллектору. Но со временем канавы затянулись, жители просто ленятся их чистить. В аварийных ситуациях мы отрабатываем, когда люди жалуются, что их топит.