Здание в стиле неоклассицизма было построено в 1914 году архитектором Николаем Веревкиным, и оно перекликается с родиной творца — Петербургом, где есть схожие дома по улице Гороховой под номерами 4 и 6, вышедшие из-под его же руки. В 2013 году директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский подтвердил намерения по организации представительства крупнейшего музея страны в Омске. Домом будущему центру, а равно филиалу музея имени Михаила Врубеля и была выбрана «Саламандра» со стороны улицы Музейной.
Юрий Трофимов, директор музея имени Михаила Врубеля:
— Третий этаж, видимый со стороны фасада, — эрмитажный. Там будет два выставочных зала по 200 метров, молодежный и детский клубы «Эрмитаж-Сибирь». Все на одном этаже. Остальные этажи — это экспозиция или фонды музея Врубеля, включая театр живописи на 60 мест с отдельным вестибюлем на цокольном этаже. Он такой же высокий, а также там будут кафе и технические помещения.
Главный вход будет на уровне второго этажа с улицы Музейной, которая после реконструкции должна стать еще одним своеобразным «Арбатом» как, например, обновленная улица Чокана Валиханова. При этом реконструкция не затрагивает здание со стороны улицы Карла Либкнехта.
Юрий Трофимов:
— Со стороны Либкнехта фасад, как и все здание, принадлежит поликлинике. Фасады реставрировались несколько лет назад и не нуждаются в новых работах. В плане города здание кажется единым, оно и было когда-то комплексом для страхового общества, где располагались конторы, квартиры сотрудников. Но сейчас здания разные. Они имеют разный адрес, разных хозяев и не имеют сообщения, кроме общего дворика.
Тем не менее, еще одним общим для зданий станет оформление. Если со стороны улицы Либкнехта саламандру можно увидеть под самой крышей, то у музея она будет над входом и в интерьере, в оформлении выставочных залов. Ход самих строительных работ осмотрел и приехавший в Омск на «Дни Эрмитажа» замдиректора по эксплуатации петербургского музея Алексей Богданов.
Алексей Богданов, заместитель генерального директора по эксплуатации музея «Эрмитаж»:
— Снаружи кажется, что ничего почти не изменилось, потому что основные работы проводятся по усилению фундамента, стен, колонн. Это никак не влияет на облик здания. Хотя одно изменение видно — левая часть фасада расчищена и светлее, чем правая. Это единственное внешнее изменение. Сейчас идет укрепление трещин, усиление балок, заливка фундамента, устройство перекрытий.
При этом Трофимов заверил, новые подрядчики — ООО «СПК «Сибцентрострой» и ООО «СК «Технострой», выбранные взамен сорвавшего сроки и занесенного в реестр недобросовестных поставщиков ООО «СтройИнвестКомплект», согласовывают любое изменение не только с омскими музейщиками, но и петербургскими.
Юрий Трофимов:
— Сделаны обширные работы, которые, может, не видны глазу. Полностью поменяли все межэтажные перекрытия. Сделан мансардный этаж, которого не было и который не виден с фасада, но он есть и выходит окнами на внутренний двор. Сделан дренаж самого здания. Подведены инженерные сети: отопление, электричество, водоснабжение и водоотведение. Новые перегородки установлены, так как изменилась планировка помещений.
С другой стороны, строители постарались сохранить дошедшие до XXI века элементы, правда, их немного. Это плитка на некоторых этажах, лестница, ее ограждение, собственно фасад. Но и само здание, по сути, является экспонатом, и увидеть его смогут все, в том числе люди с ограниченными возможностями. Так, помимо грузового лифта для доставки экспонатов, будет действовать пассажирский. Наполнением же экспозиций будет заниматься и музей Врубеля, и «Эрмитаж». Залы и дверные проемы смогут вместить и трехметровые картины, хотя это, конечно, не предел.
Алексей Богданов:
— «Эрмитаж» будет привозить в среднем две выставки в год. Будем привозить экспонаты, а это может быть все что угодно — нумизматика, прикладное искусство, живопись, скульптура, археология. У нас около 3 млн экспонатов, есть что показать.
Вместе с тем в Омске намерены реализовать новые форматы работы с посетителями. Во-первых, это уже упомянутые детский и молодежный центры, где будут вестись лекции и онлайн-трансляции из петербургского «Эрмитажа» и других городов, в том числе на иностранных языках с возможностью синхронного перевода. Во-вторых, это так называемое открытое хранение, когда каждый может зайти в хранилище и увидеть сокровенное музея. Но работники не боятся за сохранность экспонатов.
Юрий Трофимов:
— Они все будут выставлены, все, что есть в хранилище, и ко всем будет доступ. Во всем здании проведен климат-контроль, который позволяет установить в каждом отдельном помещении необходимый режим температуры и влажности. А безопасность будет обеспечиваться четырьмя рубежами: по периметру (стены, окна, двери); витрины со своим режимом охраны; также каждый экспонат или картина будут охраняться подведенным к ним датчиком; и, само собой, камеры наблюдения.
Весь этот грандиозный проект должен воплотиться в жизнь в 2018 году, согласно новому дедлайну, а в 2019-м — будет открыта первая выставка. Объем финансирования составил 650 млн рублей, 70% из которых — федеральные средства, остальные — региональные.
В дальнейшем поддержанием работы музея будет заниматься специально созданный фонд целевого капитала по примеру программы «Эрмитажа». С нового года посильную лепту смогут внести все желающие по системе краудфандинга, а взамен музейщики обещают некоторые привилегии, но пока не называют какие, создавая интригу. Главное, чтобы строительство окончилось в срок.