om1.ru
Рабство в Чечне и расстрел боевиков: шокирующие истории новосибирцев – участников боевых действий Отравляли воду, расстреливали население и держали в плену – об этих фактах рассказывают новосибирцы, которые участвовали в боевых действиях в Афганистане и Чечне. В честь Дня защитника Отечества портал Om1.ru публикует захватывающие истории с мест военных сражений.

Рабство в Чечне и расстрел боевиков: шокирующие истории новосибирцев – участников боевых действий

Отравляли воду, расстреливали население и держали в плену – об этих фактах рассказывают новосибирцы, которые участвовали в боевых действиях в Афганистане и Чечне. В честь Дня защитника Отечества портал Om1.ru публикует захватывающие истории с мест военных сражений.
23 февраля 2021, 22:31
Репортаж

«Противостояли военным американским базам»

Депутат горсовета Леонид Рыбин попал в Афганистан после военного училища, в 1981 году. Прослужил два года и два месяца, награждён двумя боевыми орденами. 

Орден Красной Звезды он получил в 1985 году за сопровождение колонн с наливниками. 

Леонид Рыбин, участник боевых действий в Афганистане, депутат новосибирского горсовета:

«С СССР тогда гнали колонны с горючим для обеспечения аэродромов, а мой отряд сопровождал их. Мы встретили сопротивление бандформирований душманов, около 50 человек, нас же всего было восемь. При атаке среди наших погибли трое солдат. Остальных спасли только боевые вертолёты, которые помогли огневой поддержкой. Восемь человек на протяжении четырёх часов противостояли 50, пятеро остались в живых».

Запомнилась афганцу и ещё одна история с мест боевых действий. 

«Под Новый год, с 1985 по 1986, проходила крупная Кандагарская операция. Я там получил ранение, перелом руки и ноги. Около пяти дней мы держали оборону на одном из перевалов, меня никак не могли эвакуировать в госпиталь. Рука уже начала чернеть», – вспоминает он.

Но тем не менее вертолёт прилетел, и Леонида Рыбина отправили в кандагарский госпиталь, откуда он вернулся в свою часть. 

«Мы выполнили интернациональный долг честно: не допустили размещения военных американских баз около границ Советского Союза, остановили наркотрафик, который шёл через Афганистан. Мы там были не зря», – сказал в заключение Леонид Рыбин.

«Враги отравляли воду»

Другую историю рассказал ветеран боевых действий в Афганистане Александр Ободов:

«Мы все были воспитаны в духе «Если не мы, то кто?», поэтому узнав о начале боевых действий в Афганистане, я сразу направился туда, в 28 лет. Приехал 15 января 1979-го, а вернулся на родину 27 декабря 1981 года».

Александр Ободов занимался «рутинной» работой в мотострелковых войсках. Каждый день нужна вода, еда, медицинское и техническое обслуживание, боеприпасы, вооружение, и Александр Ободов всё это доставлял до отряда. Часто враги отравляли воду, поэтому из рыков, колодцев и водоёмов солдаты не пили. 

Ветеран рассказал, что в начале кампании случались и ночные обстрелы: душманы проскакивали сквозь гарнизон и вслепую обстреливали поселение. А потом отряд перекрыл дороги вертолётными лопастями, и враги уже не могли пробраться к месту их дислокации. 

«Однажды мы с сослуживцем двигались в поселение на КамАЗе. Нас обстреляли на дороге: 16 пробоин в лобовом стекле. Но мы были худые как ветки, и пули в нас не попали. Поэтому благополучно доехали до пункта, загрузили воду, еду, медикаменты, починили машину и поехали назад», – говорит афганец. 

В подчинении у Александра Ободова было много молодых парней, из них погиб только один. 

«Там ты не думаешь о том, что тебе страшно. Просто знаешь, за что несёшь ответственность, и делаешь работу хорошо. К жизни в боевой обстановке быстро привыкаешь», – считает Александр Ободов. 

Сейчас он состоит в организации ветеранов афганской войны. Туда в основном обращаются с проблемами по здоровью. Депутаты Заксобрания и горсовета откликаются, помогают, отвечают на просьбы участников боевых действий.

«Расстрел боевиков за попытку пошевелиться»

Многие новосибирцы участвовали в боевых событиях в Чечне, например, Вячеслав Станкевич. Первый раз на военную базу он приехал в 23 года. 

«Работал в правоохранительных органах, и меня отправили в служебную командировку на территорию республики Северной Осетии и Ингушетии, в 1994 году», – рассказал Вячеслав Станкевич. 

В составе следственно-оперативной группы по региону вместе с ОМОНом он выезжал на места совершения боевых действий: подрывы, обнаружение трупов, сопровождение колонн с беженцами. Пробыл там до начала первой чеченской войны. 

«Бывали реальные столкновения, засады. С октября 1994 года боевики уже минировали территорию. Нам пришла информация, что в одном посёлке засели боевики. Оперативный взвод ОМОНа вместе со мной поехал их обезвредить. Но при въезде в село мы попали под обстрел пулемётов. Удалось изменить ситуацию, взять в свои руки. Мы захватили боевиков и привезли пленных в штаб. Они у нас около суток лежали на полу под прицелом. Попытка пошевелить ногой или рукой считалась побегом, за который положен расстрел», – вспоминает участник боевых действий в Чечне. 

Второй раз он приехал в Чечню 2000 году. Служил в составе первого сводного новосибирского отряда в разрушенном городе Тун-Кале. Задача подразделения – вырыть окопы, занять прочные позиции и навести конституционный порядок на территории района. Среди команды из Новосибирска служили пожарные, врачи, кинологи, правоохранители, сотрудники паспортно-визовой службы.

«Мы навели на обозначенной территории конституционный порядок. К концу командировки мирные жители начали возвращаться в разгромленные дома, налаживать быт. Даже провели там голосование на выборах президента. Командировка продлилась около трёх месяцев», – вспоминает он. 

Историй со второй поездки в Чечню много, но особенно Вячеславу Станкевичу запомнилась одна:

«Проходила у нас операция – ехали в село на зачистку и попали в засаду. Там ночевала группа боевиков. Случилось столкновение, стрельба, из наших погиб молодой разведчик. Но бой мы выиграли. Противников, оставшихся в живых, взяли в плен». 

Часто, рассказывает Вячеслав Станкевич, случались обстрелы, но в горах это дело привычное. Врагов удавалось разглядеть, когда разведчики сбрасывали с гор мины. Тогда территория освещалась и отряд давал ответный огонь по противнику. 

 
«Как-то до нас дошла информация, что парнишку-военного Лёшу прапорщик продал в рабство чеченцам, и они таскали его с собой по горам. Нам удалось вычислить их местонахождение и освободить. Волосы у него тогда были как у хиппи, худой до безобразия. Доктора его откармливали бульоном, сейчас он здоров. Мы освободили около 18 рабов от чеченцев. Один из заключённых был в плену 18 лет», – говорит участник боевых действий. 

Вот так новосибирцы защищали Родину. Для них эти истории обыденны – к жизни в боевых условиях быстро привыкаешь, главное, чётко выполнять поставленную задачу. А для нас это повод гордиться земляками.

Фото предоставлены героями публикации
Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter